Шпарил на иностранных: откуда у всесоюзной Бабы-яги Милляра были такие таланты
Актер не желал рассказывать, как стал полиглотом.
Георгий Милляр в фильме «Волшебная лампа Аладдина», 1966г.
Всесоюзная Баба-яга любил принять на грудь. Портвешка, а то и тройного одеколончика. Водку не переносил: от нее болела голова и развязывался язык. Можно было разболтать все секреты. Георгий Милляр, заложив за воротник, и так начинал… шпарить на французском и немецком! Непроизвольно получалось. Откуда такие таланты у советского актера? А вот этого он рассказывать и не желал.
Отец приехал по личному приглашению Николая II
В графе «Происхождение» всегда указывал: «простое». А на вопрос анкет: «Владеете иностранными языками?» писал: «Не владею». Ложь в обоих случаях.
Георгий Милляр – потомок аристократического французского рода. Отец будущей звезды Франц де Мильё прехал в Россию в 1901 году по личному приглашению императора Николая II, был инженером железных дорог, специалистом высочайшего класса. Во Франции считался одним из лучших.
Царь поручил 27-летнему иностранцу проектирование и строительство двух важных мостов для Транссибирской железной дороги недалеко от Байкала. За дело юноша взялся с воодушевлением – очень уж понравилась Россия! А через год вообще по уши влюбился. На балу у иркутского генерал-губернатора де Мильё увидел 18-летнюю Лизу Журавлеву и потерял голову.
Девушка оказалась дочерью купца первой гильдии, золотопромышленника Алексея Журавлева, чье состояние оценивалось… в 3 000 000 золотых рублей! Сейчас это было бы больше 13 миллиардов рублей. Богач противиться ухаживанию «французишки» не стал. Во-первых, аристократ, во-вторых, тоже с деньгами. Да и Николай II платил инженеру щедро, в золоте.
Осенью 1902 года закатили свадьбу. Гуляли в четырех городах: Иркутске, Марселе – на родине жениха, Санкт-Петербурге и Москве. В Первопрестольной Журавлев купил молодым особняк и большую двухэтажную квартиру в центре. Через год родился сын Георгий. Франц на радостях преподнес жене в подарок загородное имение. Папа-купец тоже не поскупился – подарил семье дом в Геленджике.
На свой день рождения в годик будущая «Всесоюзная Баба-яга» стал обладателем счета и нескольких тысяч рублей на нем.
А мама Георгия получила от мужа парюру: диадему, ожерелье, брошь, серьги, парные браслеты, кольцо, гребень и шпильки из золота, изумрудов и бриллиантов.
А что сейчас делает… Солоха из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
У де Мильё отняли все: фабрики, прииски…
С пеленок родными языками будущей звезды были русский и французский. А с года малыша стали учить еще и немецкому. С пяти – английскому и итальянскому. У мальчика было 20 гувернеров и бонн, а еще свой штат учителей. Ибо в специально построенном доме была создана… гимназия для одного-единственного ученика – Георгия де Мильё с отдельными классными комнатами по каждому предмету.
Кабинеты физики и химии были оснащены самым современным оборудованием. Имелась и обсерватория с мощным телескопом, богатая библиотека и большая художественная галерея, где с мальчиком занимались живописью и лепкой. А еще – танцевальная студия с балетным станком и… небольшой театр со сценой, занавесом и зрительным залом.
Там с Юрой, как звали Жору близкие, занималась актерским мастерством двоюродная тетя – актриса. Она же привила хороший вкус к музыке.
А вот личное счастье Лизы длилось недолго. Когда ребенку исполнилось три годика, его папа-француз умер от чахотки. Как вдова рыдала!.. А летом 1914 года пришла страшная весть: началась война. В Москве все чаще стали вспыхивать народные восстания. В воздухе запахло кровью и мятежом. И тогда Елизавета Алексеевна отправила сына в Геленджик. А весной 1915-го перебралась туда и сама в надежде «переждать смуту». Не получилось.
Через два года, в день, когда Юрочке исполнилось 14 лет, грянула революция. У де Мильё отняли все: фабрики, прииски, дома, машины, деньги, драгоценности и даже одежду. Деда-золотопромышленника расстреляли. Неизвестно, что стало бы с Елизаветой Алексеевной и Георгием, не сжалься над ними один из бывших гувернеров.
Его родственники спрятали женщину с ребенком в деревне и помогли «почистить» биографию. Так де Мильё стали Миллярами с документами, подтверждающими рабоче-крестьянское происхождение.
Георгий Милляр в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961г.
Вышел на сцену в образе… Золушки
Осенью 1918 года новоиспеченные крестьяне вернулись в Геленджик, где Юра окончил школу. Тетя-актриса после получения аттестата помогла 16-летнему пацаненку устроиться в пролетарский театр бутафором. А через полгода Георгий Милляр вышел на сцену в образе… Золушки.
Внезапно заболела актриса, игравшая эту роль, и юноша вызвался спасти спектакль. Художественному руководителю деваться было некуда, и он рискнул. Никто даже не догадался, что сказочную красавицу играет парень! С тех пор Георгию давали много ролей, и он стал известным в городе актером.
А в 1924-м Милляры вернулись в Москву, где парень поступил в Школу юниоров при Театре Революции – ныне это Театр имени В. Маяковского. Талантливому провинциалу выделили комнату в бывшей квартире его семьи. Там «Всесоюзная Баба-яга» и прожил долгие годы, там же скончалась в 1969 году 85-летняя Елизавета Алексеевна.