Рейган — «самый глупый президент», заставивший СССР плясать под свою дудку
У него играючи получилось то, что не удалось ни Наполеону, ни Гитлеру, ни Трумэну.
Советский Союз выдержал интервенцию, одолел военную мощь Третьего рейха, достойно сопротивлялся заокеанской сверхдержаве в холодной войне, теснил Америку в Корее, на Кубе и во Вьетнаме. Выстоял в Карибском кризисе. К началу 1980-х большинство экспертов сходилось на том, что Москва выигрывает и экономическое, и политическое противостояние с Западом.
Все изменилось в один миг, когда американцы избрали президентом человека, которого считали легкомысленным самодовольным фазаном. Бывший актер, не отличавшийся ни крепким умом, ни серьезным политическим опытом. Рональд Рейган, которого обожали американские обыватели и ненавидели интеллектуалы всего мира. Да, он оказался сильнее советской системы.
Как такое могло произойти?
Сын обувщика
Он родился в глухой провинции, в городке Тампико, штат Иллинойс, в семье ничем не примечательного мелкого торговца обувью, который крепко пил и часто терял работу. Они были выходцами из Ирландии, фамилия предков будущего президента — рьяных католиков — звучала О’Риган.
Сам Ронни Рейган принадлежал к протестантской конфессии, причем входил в церковь, которая больше напоминала тоталитарную секту. Он был настоящим мракобесом, погрязшим в предрассудках и суевериях. В остальном молодой человек выглядел как самый обыкновенный балбес.
Представительный, обаятельный, даже красивый. Он увлекался спортом, в особенности американским футболом. И, будучи человеком артистичным, стал спортивным комментатором. Так и началась его карьера.
В 1937 году, в 26 лет, он переехал в Калифорнию, в Голливуд. Поближе к киностудиям. Это уже не провинция, совсем другой уровень! И постепенно его стали снимать. Сначала — в эпизодах, потом — в заметных ролях. Он стал актером вестернов. Не брезговал и съемками в рекламных роликах. Кроме того, вел теле- и радиопередачи. На этом и сколотил какой-никакой капитал. Кинозвездой не стал, хотя научился эффектно позировать и ослепительно улыбаться.
После войны, в 1947 году, будучи еще молодым человеком, Рейган возглавил профсоюз актеров. Болтология подошла ему больше актерского творчества.
В то время в США проходила «охота на ведьм» — борьба со всеми, кто симпатизировал Советскому Союзу, коммунистам, социалистам и вообще думал не так, как хотелось денежным мешкам с Уолл-стрит. Бывало, что он писал доносы на коллег. Вполне искренне отстаивал самые консервативные идеалы.
На этой волне его избрали губернатором Калифорнии. Он уже почти не снимался в кино, но покровительствовал киномагнатам и очень скоро стал богатым человеком, настоящим буржуа. И всего этого он достиг с обаятельной улыбкой и прямой спиной.
Будучи невежей, Рейган умел выглядеть настоящим джентльменом. Он уже мечтал когда-нибудь стать президентом США. Но до этого было еще далеко…
«Коммунизм — это форма безумия»
В середине 1970-х Рейган стал лидером крайне правых в американской элите. Он яростно выступал против разрядки в отношениях с СССР.
«Коммунизм — это не политическая система, а форма безумия», — говорил он.
И на каждом выступлении утверждал, что Москва готовится к ядерной войне и вот-вот сбросит бомбы на Вашингтон и Нью-Йорк, поскольку русские — безбожники, атеисты, а чего от таких ждать, кроме атомного пепла?
Столь откровенная, грубоватая программа вызывала сочувствие в среде крупных денежных мешков. Многие из них стали помогать «дядюшке Рональду».
В 1976-м Рейган активно принимал участие в президентских выборах, занял второе место в Республиканской партии и надеялся на реванш через 4 года. Президентом тогда стал демократ — Джимми Картер. Тоже эксцентричная личность. Но, в отличие от Рейгана, не лицемер, наоборот, ковбой, душа нараспашку.
Однако за свой президентский срок он растерял доверие американцев. Виной тому и экономический кризис, и общее впечатление, что Брежнев и Громыко потихоньку переигрывают дядю Сэма…
В 1980 году Рейган бросил Картеру вызов. Главным в его программе была опора на капитал. Кроме того, он запугивал американцев ядерной войной и говорил об укреплении обороны.
И Рейган стал президентом США — на тот период самым старым. Америка привыкла к молодым бодрякам, а тут к власти пришел молодящийся подкрашенный 69-летний актер средней руки. Вся американская дипломатия падала в обморок от его клоунских высказываний, которые определенно вели к войне с Москвой.
«Россия вне закона»
Рейган начал чудить. Он нашел благодарную публику в обществе евангелистов — религиозных фанатиков. Им он всерьез объяснял, что СССР нужно стереть с лица земли, потому что в этой стране человека поставили выше Бога…
11 августа 1984 года он начал свое радиовыступление со слов: «Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнется через 5 минут».
Потом говорили, что он просто проверял, работает ли магнитофон, и эти слова случайно попали в эфир. Но только мудрость и выдержка советских генералов спасла тогда мир от уничтожения.
«Подобное поведение несовместимо с высокой ответственностью, которую несут руководители государств, прежде всего обладающих ядерным оружием, за судьбы собственных народов, за судьбы человечества», — говорилось тогда в официальном сообщении ТАСС.
Никаких извинений Москве Рейган не принес.
В другой раз, будучи в Западном Берлине, он сфотографировался, задрав ногу над границей ГДР. И заявил, что скоро этих границ не будет, коммунизм рухнет и весь мир охватит чудодейственная Рейганомика. Тогда это казалось эксцентрическим бредом.
Звездные войны
При этом он только выглядел слабоумным. Широкой эрудицией Рейган похвастать не мог, но торгашеская хватка у него была. Он ведь не только называл СССР империей зла, но и придумал программу «звездных войн», которой собирался поднять ставки в холодной войне. Советская разведка знала, что это блеф, но на многих и в СССР, и в мире эта «грозная» программа произвела сильное впечатление.
Он объявил Советскому Союзу «крестовый поход». Мир раскалился от таких слов. Одни считали его простодушным дурачком на троне, другие — поджигателем войны, третьи — рыцарем христианского мира.
Однажды его спросили: «Как актер может быть президентом?» Рейган ответил: «А разве президент может не быть актером?»
Скорее всего, и вопрос, и ответ были заранее отрепетированы. Но получилось ярко.
Несмотря на отдельные риторические удачи, Рейган дал немало козырей советской пропаганде. Ее асы — такие как Валентин Зорин и Генрих Боровик — талантливо и профессионально высмеивали американского президента. Как-никак, впервые во главе США встал самый настоящий мракобес.
И это было не только мнение Москвы. Вся американская интеллигенция готова была называть Рейгана именно так.
Кто такой Горби?
А потом в СССР к власти пришел молодой Михаил Горбачев. Поначалу Рейган сомневался в том, что новый советский вождь отличается от предшественников.
В его дневнике появилась запись: «Был Арманд Хаммер… Он виделся с Горбачевым с глазу на глаз. Убежден, что Горби — совсем не то, что прежние советские лидеры, и что с ним можно иметь дело. Слишком я циничен, чтобы верить в такие вещи».
И все-таки актеру снова фантастически повезло: Горбачев оказался невероятно удобным противником. Начались его регулярные встречи с Рейганом. Когда они увиделись в первый раз, Горбачеву было 54 года, Рейгану — 74.
Сначала переговоры проходили в суровом стиле — в Женеве и Рейкьявике. А потом, в Вашингтоне и Москве, советский лидер неожиданно сдал все позиции. Сдал, почти не торгуясь. Рейган с трудом скрывал изумление, но сорвал с куста этот созревший плод.
Есть не слишком достоверная легенда, что после встречи с советским коллегой Рейган сделал запись в ежедневнике: «Когда я шел на встречу с советским генсеком, то ожидал увидеть одетого в хрестоматийное большевистское пальто и каракулевую пилотку товарища. Вместо этого меня представили одетому в модный французский костюм господину с часами Rado Manhattan… Взглянув на них, я подумал: «Да-а… Он продаст нам все».
Было не совсем так. Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек. Советская пропаганда, которая еще недавно очень убедительно клеймила Рейгана, резко сменила тон. Теперь его выставляли чуть ли не другом СССР, закрывая глаза на слова об «империи зла».
Двойная игра
Вскоре Горбачев и Рейган уже совместно поздравляли американцев и советский народ с Новым годом. Правда, Рональд делал акцент на Рождестве, которое в нашей стране оставалось не в чести. На переговорах Горбачев легко соглашался на все условия Рейгана, стал для него «мистером Да».
Причина проста. Он поверил не собственному КГБ, а Рейгану и всерьез испугался программы «звездных войн», которая была ловким обманом.
А что же американцы? Несмотря на улыбки и объятия, несмотря на песни о Горбачеве, которые пели во всем мире, Рейган сделал все, чтобы экономическая удавка на горле Москвы стала еще туже. Это и вело к распаду СССР. Причем Рейган не забывал время от времени обещать Горбачеву поддержку США в его реформах… Лицемером он был первоклассным. И превратил прожженного советского политика в мальчишку-школяра.
Гуманист и маразматик
При этом для всего мира Горбачев в то время был великим политиком-гуманистом, а Рейган — легкомысленным маразматиком. Но ставка Горбачева на то, что, отказавшись от конфронтации с Западом, он станет для американцев равным партнером, не выгорела. Общество его обожало, а элита Штатов не воспринимала всерьез. Так и остался советский лидер у разбитого корыта.
А Рейган торжествовал. Он чувствовал себя абсолютным победителем, хозяином мира. На карте осталась одна сверхдержава — США. Советскую империю Рейган разбил в осколки. Старый лицедей мечтал об этом и добился своего. Другое дело, что он крупно проиграл во внутренней политике. Америка после Рейгана отказалась от консервативных идей, забыла о церковных ценностях, ударилась в толерантность и эстетику гей-парадов.
Да и в экономике жизнь за океаном приблизилась к социалистическим ценностям. Бизнесмены оказались не в чести. Словом, возникла совсем другая Америка, не та, которую любил Рейган.
Последний консерватор
Жил он долго, до глубокой старости. Но последние 10 лет провел в сумрачном мире Альцгеймера. Он почти не появлялся на людях. Молчал. Вряд ли его устраивало то, что происходит в США.
Он и сегодня, после смерти, — кумир американских консерваторов. Но этих «динозавров» становится все меньше и меньше.
Евгений Тростин