#журнал Оракул #журналы ИМ Медиа #История
«Пролилась с небес дождем»: где европейцы повстречались с черной смертью
Согласно данным археологов, первые очаги чумы возникли в Центральной Азии.
Могила для массового захоронения жертв чумы
В 40-х годах XIV века на побережье Закавказья и в Крыму процветали многочисленные поселения итальянских купцов, постоянно контактировавших с татарами.
Одним из центров генуэзской торговли считался город Каффа, расположенный на месте современной Феодосии. Здесь европейцы и повстречались с черной смертью. Войска золотоордынского хана Джанибека пошли на итальянцев войной и взяли Каффу в осаду.
Согласно описаниям нотариуса из Пьяченцы Габриэля де Мусси, оказавшегося в это время в городе, осада длилась три года. Однако, благодаря тому что татары не могли перерезать морские пути снабжения, христиане не нуждались ни в провизии, ни в вооружении.
В конце 1346-го в лагере врагов началась ужасная эпидемия. Де Мусси пишет, что болезнь «как будто пролилась с небес дождем, сбила всю спесь с татар, стала ежедневно убивать их тысячами и тысячами».
Из Средневековья сразу в Возрождение: куда из европейской истории выпали 150 лет
К марту 1347 года воины Джанибека потеряли к осаде всякий интерес. Оглушенные катастрофой, многие отряды снялись с места и бежали из татарского стана. Пребывая в полном отчаянии, хан приказал использовать тела умерших для бомбардировки города из катапульт.
Жителям Каффы некуда было бежать от чумы. Сначала они выбрасывали трупы в море, но прибой возвращал их обратно на берег. Ужасное зловоние распространилось на километры вокруг, и, по словам де Мусси, «из каждой тысячи защитников в живых осталось не более десяти человек».
Единственный источник воды оказался отравлен трупным ядом, и жителям не оставалось другого выхода, кроме как нагрузить свои корабли и бежать в родную Италию. Многие галеры итальянцев отплыли также в Константинополь и Египет, поэтому вскоре болезнь свирепствовала в Византии и в Африке, где опустошила Египет и Эфиопию.
В Европе пока все было спокойно, только на рынках и площадях из уст в уста передавались страшные слухи. Говорили, что в Индии долго тряслась земля, а потом огонь сошел с неба и вонючий дым погубил десятки городов. Тех же, кто уцелел, поразила моровая язва.
Купцы привозили с Востока дурные вести: шептались, что в Севастии пошел дождь из живых червей величиной с ладонь, шерстистых и восьминогих, страшного вида. Те, кого они кусали, умирали в мучениях, становясь черными словно уголь.
Михаил Жаровский