Погиб в возрасте Христа: почему Урбанский не хотел ехать на съемки
Актер разбился, исполняя трюк, в возрасте 33 лет.
Евгений Урбанский
Супруга крикнула:
– Женя, стой! Галстуки забыл!
Урбанский вышел из такси, чтобы подняться в квартиру.
– Погоди! Возвращаться – плохая примета!
Дзидра Ритенберга свернула галстуки в клубок и скинула мужу с балкона. Но возвращаться все же пришлось, так как они упали на козырек подъезда.
Но не только судьба предупреждала, что будет беда. Евгений Урбанский предчувствовал свою смерть! И она… пришла!
– Может, поэтому я не рухнула в обморок, когда сказали, что Женя погиб, – плакала 74-летняя Дзидра Артуровна. – Будто ждала этой ужасной вести.
Актер разбился на съемках, на которые так не хотел ехать! А ведь его утвердили перед самым запуском картины! Фильм «Директор» – о создании первого советского грузовика-полуторки.
Прототипом главного героя Алексея Зворыкина был Иван Лихачев, руководитель Московского автозавода.
Пробы на эту роль прошли 24-летний Николай Губенко и 25-летний Георгий Мартынюк. Но режиссер Алексей Салтыков хотел Урбанского.
«Мне показалось сейчас, что я умер»
Он был невероятно популярен! На «Мосфильме» говорили:
– Все фильмы с Женькой обречены на успех!
33-летняя звезда явился на пробы только после долгих уговоров. Съемки планировались в Узбекистане, а актеру не хотелось уезжать из Москвы, так как 37-летняя жена была беременна. Но к пробам, как всегда, отнесся профессионально. И 31-летний Салтыков пришел в восторг!
– Помню, я вернулась с репетиции домой, а муж вдруг вскочил с дивана с испуганным лицом, – рассказывала Дзидра Ритенберга. – «Мне показалось сейчас, что я умер. Такая пустота кругом!» Меня накрыло ощущение надвигающейся беды. Я сказала: «Женя, может, ты откажешься?» – «Нет. Как я могу людей подвести?»
А из аэропорта позвонил первой жене Оле. И ей тоже сказал: «Как же я не хочу туда ехать! Но надо».
Съемки проходили в Бухаре. И там у Урбанского… украли из номера 800 рублей! Это была часть гонорара, выплаченная заранее. Огромная по тем временам сумма! Например, автомобиль «Победа» стоил 1 600, а средняя зарплата в стране не превышала 75 рублей. Но милицию даже вызывать не стали – подозревали, что это сделал кто-то из своих.
Кража денег и подвигла заслуженного артиста РСФСР отказаться от дублера-каскадера. В том числе и в тот страшный день 5 ноября 1965 года. А ведь сцена предстояла сложная. Легковушка с героем и водителем должна была промчаться через барханы, прыгнуть с дюны, обогнать колонну машин и возглавить ее.
«Дурак!»: почему подавший на развод ради любовницы Тихонов вернулся к Мордюковой
«Смотри, могилу мне роют!»
Снимали в пустыне Кызылкум. Использовали открытый ГАЗ-А.
– У Жени в тот день было минорное настроение, – вспоминал 75-летний постановщик трюков Владимир Балон. – На бархане укладывали доски трамплина – без него совершить эффектно прыжок было невозможно. Мы поднялись на вертолете, чтобы осмотреть панораму.
И Женя Урбанский вдруг сказал: «Смотри, могилу мне роют!»
Я взбесился: «ЦЕНЗУРА*, типун тебе на язык!» Ибо уже когда ехали в пустыню, актер затянул печальную песню: «Гори, гори, моя звезда…» А выходя, кинул нам: «Прощайте, друзья». У меня кошки заскребли на душе! Такая тоска охватила! Жуть просто!
Звезду отговаривали. В сцене крупных планов нет. Актер тут ни к чему. Пусть снимается дублер. Или даже манекен. Но Евгений уперся. Ведь за столь опасные трюки платили 280 рублей в день! Сделали три дубля. Хорошие! Однако второй режиссер 39-летний Николай Москаленко потребовал еще один:
– Чтобы машина подпрыгнула выше – зритель ахнет!
Но ахнула… киногруппа! От ужаса!
ГАЗ-А и впрямь эффектно подпрыгнул на дюне. После чего… клюнул носом и перевернулся. Накрыв собой Урбанского и сидевшего за рулем Юрия Маркова.
– Меня оглушила тупая боль, – объяснял автогонщик. – Очнулся от того, что чьи-то руки тащат меня по песку.
Марков выжил. А Урбанский нет.
– Да сразу было понятно, что все, – вздыхал Балон. – Женя лежал, придавленный остовом рамы лобового стекла. Я увидел, что у друга сломана шея и пробит череп.
Любимца публики повезли в больницу. Он тихо стонал. А уже умирая, шептал:
– Боже, как больно! Помогите.
Евгений Урбанский скончался через 20 минут после того, как его положили на операционный стол. Врачи оказались бессильны. Потом выяснилось, ошибку допустил Марков. Не проверил измененный перед последним дублем угол трамплина. А он оказался завышен. От чего машина перевернулась.
Актер в отличие от опытного каскадера сгруппироваться не смог. Наоборот, выпрямился. И даже попытался выпрыгнуть. Так и сломал шейный позвонок. А на голову звезде с заднего сиденья свалился танковый аккумулятор для фар и проломил основание черепа.
Дзидра Ритенберга через три месяца родила дочку и назвала Женей в честь ее отца.
*ЦЕНЗУРА – Вырезано редакцией в соответствии с «Законом о СМИ», так как содержит нецензурное выражение.