#Журнал «Таинственные истории» #журналы ИМ Медиа #История
«Пикассо?»: как начиналась карьера самого успешного фальсификатора шедевров
Элмир де Хори родился в Будапеште в состоятельном семействе — его дед был банкиром.
Элмир появился на свет 14 апреля 1906 года в Будапеште. Благодаря домашним учителям к совершеннолетию он прекрасно владел несколькими языками, а вот к финансам и дипломатии был совершенно равнодушен и решил стать художником.
Почерк не приобрел, а обвинение в шпионаже — да
Базовую подготовку он получил в Мюнхене, а потом отправился в Париж. Благо никаких материальных затруднений не испытывал — родители сполна оплачивали все его расходы. В Свободной художественной школе Элмир учился у Фернана Леже, а также у Мари Лорансен и Амеде Озанфана.
Он многое перенял у них, но собственный почерк не приобрел: лишь однажды в 1926 году ему удалось выставить в Париже несколько работ, но покупателей на них не нашлось. В 1932 году Элмир приехал в Будапешт навестить родных.
Там он имел неосторожность пообщаться с английским журналистом, и этого вполне хватило, чтобы прогерманский режим Миклоша Хорти обвинил его в шпионаже и отправил в тюрьму.
Следующий этап: Вторая мировая война и концлагерь под Берлином. В 1944 году Хори бежал из санитарного блока, добрался до дома, но там его ожидал очередной удар: семья Хори лишилась состояния.
«Рога и копыта»: у Остапа Бендера нашелся американский прототип
Визит дамы
Несколько драгоценностей, сохраненных матерью, позволили Элмиру подкупить пограничников и перебраться в Париж, освобожденный союзниками. Оставшихся средств едва хватило на обустройство скромной мастерской, но картины мастера не пользовались спросом.
Он уже подумывал о самоубийстве: ему 41 год, а в жизни так ничего и не добился. По сути жить не на что… Но тут вмешался его величество случай и уберег Элмира Хори от этого рокового шага.
В итоге мир искусства приобрел величайшего авантюриста. Художника, имевшего в качестве мастерской маленький подвальчик с неброской вывеской в центре Парижа, неожиданно спасла лондонская аристократка.
Чтобы переждать дождь, она заглянула к Элмиру Хори и, осматривая картины, задержалась у одного из рисунков. «Пикассо?» — поинтересовалась она. Хозяин мастерской кивнул — может, купит.
Хотя это был всего-навсего его собственный набросок в стиле великого мастера. Дама приобрела рисунок. Причем за внушительную сумму в 40 долларов — таких солидных покупок у него еще никто не делал.
Но каково же было удивление Хори, когда спустя три недели знакомый антиквар сообщил, что его рисунок «под Пикассо» бойкая дама продала в Лондоне за 100 фунтов стерлингов!
Кого-то такое известие повергло бы в уныние: почему не ему свалился барыш? Но в голове у Элмира родился совершенно иной план. Видимо, дали знать дедушкины гены — тот был вполне успешным венгерским банкиром. Но об этом читайте в нашем следующем материале…
Олег НИКОЛАЕВ
Журнал «Таинственные истории» №12 за 2022г.