Отсидел ни за что три года: что сгубило карьеру Шефа из «Бриллиантовой руки»
Николаю Романову прочили блестящее будущее.
Николай Романов в фильме «Бриллиантовая рука», 1969г.
Интеллигентный криминальный авторитет, которого сыграл в культовой комедии Николай Романов, частично списан с… самого актера. Он был образован, галантен, с манерами аристократа. Шефу из «Бриллиантовой руки» прочили звездную карьеру. Но ничего не сбылось. Он отсидел ни за что три года, а под конец жизни… сошел с ума.
Колю оговорил… душевнобольной коллега!
Коля родился в феврале 1908 года, в дворянской семье в Москве. Отец Яков Иванович умер от чахотки, когда мальчику было пять лет. Мать Любовь Романовна, в девичестве Дорофеева, осталась одна с ребенком на руках. Но они ни в чем не нуждались. Пока осенью 1917 года не грянула революция, и дворянка, подхватив сына, ринулась прятаться в деревню.
Вернулась в Москву через уже… крестьянкой. Устроилась кассиршей в продуктовый магазин. И даже получила однушку. Колю отдала в школу, но еще дома учила и сама. Женщина мечтала, что сын сделает карьеру на заводе. Но парень, окончив в 26-м семилетку, поступил на актерское отделение киноконкурсов имени Б. В. Чайковского.
Ох, как ругалась мама! Но уже через три года… хвасталась отпрыском. Ведь 21-летнего Колю Романова взяли в штат киностудии «Межрабпомфильм» и сразу стали снимать в кино.
– У вас талант от Бога! – восхищались режиссеры и обещали юноше большое будущее.
И вот в сентябре 1933 года вышел фильм «Дезертир», где Романов сыграл вторую главную роль – немецкого рабочего Генриха. Но актер картину… не увидел. Ибо сидел уже в Белбалтлаге – лагере, заключенных которого использовали на строительстве Беломорканала. Донос на Колю поступил в НКВД весной 1932 года:
«Актер – родственник тех самых Романовых, чем и кичится! Критикует советскую власть и распространяет гадливые анекдоты о жизни в СССР».
26-летнего парня за три дня осудили и отправили в Карелию. От тяжелого труда бедняга чуть не протянул ноги. Но мир не без добрых людей. В 34-м один из заместителей начальника лагеря узнал Колю и перевел в театр. А потом, вникнув в дело, пришел к выводу, что парень невиновен. И отправил запрос о разбирательстве в столицу.
«Цигель-цигель, ай-лю-лю»: как сложилась карьера путаны из «Бриллиантовой руки»?
Удивительно, но это сработало! Выяснилось, что Колю оговорил… душевнобольной коллега! И не только Романова, но и еще 30 человек! Безумца отправили в психушку, а часть оговоренных людей досрочно освободили. И нашего героя тоже.
Летом 35-го года Николай вышел на свободу. Но жить в Москве ему запретили. И принялся актер мотаться по стране из театра в театр. В Куйбышеве, ныне Самара, влюбился в коллегу Ольгу Петрову, она была младше на шесть лет. В 36-м поженились. В апреле 39-го родился сын Алексей. И теперь они «путешествовали» по Союзу втроем…
Старик сильно чудил, доставляя много хлопот
В Москву удалось вернуться лишь в 1958-м, в самый пик хрущевской оттепели. Любовь Романовна умерла еще в 43-м, и ее квартира отошла государству. Романовым выделили место в бараке. А через три года Николай получил документы о реабилитации. Это позволило наконец вернуться на Киностудию имени М. Горького, бывший «Межрабпомфильм», и получить двушку в Измайлове.
Артист мечтал много сниматься. Желание исполнилось, но давали только маленькие роли. Шеф – самая известная и большая. Но Николай Яковлевич никого не винил. Жил и радовался. До середины 80-х снимался. А потом артиста настигла болезнь Альцгеймера. Старик сильно чудил, доставляя много хлопот близким.
Осенью 1991-го бедняга свалился с пневмонией. Скорая увезла Шефа в больницу. И там безумный пациент так надоел персоналу, что на кровать установили высокие бортики. Это и убило Николая Яковлевича. От постоянного лежания случился отек легкого. Спасти 83-летнего актера не смогли.