Охота за «кладом Миледи»: как прототип героини Дюма попала в Крым
Имя Жанны де ла Мотт в конце XVIII века было известно во всех королевских домах Европы.
Жанна де ла Мотт
В романе Александра Дюма «Три мушкетера» Миледи Винтер отрубили голову. Злодейке было всего 26 лет. А вот ее прототип дожила до 70. Имя Жанны де ла Мотт в конце XVIII века было известно во всех королевских домах Европы.
Ведь мадам мошеннически завладела алмазным ожерельем баснословной стоимости и оговорила саму королеву Франции Марию-Антуанетту, доведя ее до гильотины! В октябре 1793-го 37-летней монархине отсекли голову.
А Миледи за четыре года до того сбежала из тюрьмы, в которой должна была провести всю жизнь, в Англию с камешками из раздробленного колье. К моменту смерти мошенницы из 629 алмазов оставалось не менее 300. Кто же стал их обладателем?
А никто! Украденные бриллианты Жанна де ла Мотт спрятала… в Крыму! Но найти «клад Миледи» до сих пор не удалось никому.
И только государь узнал последним
В Лондоне графиня жила на широкую ногу. Но понимала, что покоя не будет. Деятели Французской революции желали, чтобы блондинка выступила обвинителем на процессе против королевской семьи. А сторонники Бурбонов мечтали «лгунье и воровке» отомстить. Поэтому за ней охотились. И тогда Жанна решила… инсценировать свою смерть.
В августе 1791 года представился случай. На улице, где жила иммигрантка, покончила с собой одинокая красавица, похожая на француженку. И 35-летняя Жанна де ла Мотт подкинула умершей свои документы. А сама пропала. Где мадам была 20 лет, неизвестно. Вновь она объявилась уже под именем графини де Гаше де Круа.
При себе у 55-летней женщины был богатый гардероб, украшения и мебель. А нарисовалась мошенница в Санкт-Петербурге при дворе Александра I! За год до нападения Наполеона Бонапарта на Россию, в 1811-м, в качестве беженки – тогда в России обрели приют многие французские аристократы.
Довела до гильотины и стала Миледи: кто привел Марию-Антуанетту на эшафот
Мадам приняли ко двору. А через год даже вручили российский паспорт. В столице графиня купила особнячок. Соотечественников избегала. Слухи, что де Гаше де Круа скрывает какую-то тайну, ходили с самого начала. И уже через пару лет в Петербурге мало кто сомневался, что это Жанна де ла Мотт.
И только государь узнал последним – лишь в 1823 году – от камеристки жены Елизаветы Алексеевны англичанки Мари Бирх. Александр I был шокирован:
– Мне говорили, что она затаилась в России. Но я не мог подумать, что эта легендарная личность рядом!
И приказал Бирх привести «на беседу» мадам де Гаше де Круа. Дама очень испугалась, что ее выдадут врагам. Но 46-летний император, проговорив с француженкой час, пообещал сохранить ее тайну. Однако вскоре мошенницу опознали сотрудники дипмиссии Франции. Восстановленные на престоле Бурбоны потребовали выдачи «старой негодяйки».
Но Александр I заявил:
– Вы обознались.
И сослал… графиню в Крым. Туда как раз отправлялась «привести татар к истинному Богу» в свое имение в Кореизе одна из придворных дам – княгиня Анна Голицына. У нее мадам де Гаше де Круа и остановилась на пару месяцев.
А затем купила домик под горой Аю-Даг. Сейчас он на территории лагеря «Артек» и с тех пор носит название «Чертов дом». Потому что графиня привечала в нем контрабандистов, которых якобы «крепко взяла в свой кулак».
Судя по описанию баронессы Марии Боде, Миледи производила сильное впечатление. Была стройной, с приятным строгим лицом и умными холодными глазами. Прекрасно изъяснялась на русском, ездила на лошади, носила мужскую одежду и не расставалась с… двумя пистолетами. Стреляла метко.
Про старуху болтали, что она «ведьма». И поэтому боялись француженку как огня! А ей только этого и надо было! Из прислуги у Жанны де Гаше де Круа была лишь старая армянка, которая потом рассказывала, что при ней мадам никогда не переодевалась.
«И не вздумайте раздевать!»
В мае 1826 года де Миледи упала с лошади и сильно разбилась. Но лекарей звать отказалась. Сказала:
– Похороните меня в чем я есть. И не вздумайте раздевать!
Утром служанка обнаружила 70-летнюю хозяйку мертвой. И таки раздела для омовения. И увидела два клейма – на груди и на плече. О смерти мадам де Гаше де Круа было донесено 29-летнему императору Николаю I. Он прислал людей, требуя найти шкатулку из синего бархата. Но в ней ничего не оказалось. Остатки драгоценностей француженка, видимо, где-то зарыла.
Похоронили авантюристку возле армянской церкви в селе Переваловка. Долгое время там лежал барельеф, который мадам де ла Мотт заказала себе заранее. Но в 60-х на этом месте разбили персиковый сад. А плита исчезла.