Не так, как сейчас: как выглядел собор Василия Блаженного во времена Ивана Грозного
Храм построили русские мастера Постник и Барма.
Красная площадь, собор Василия Блаженного
Для первого венчаного «царя всея Руси» Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным, усмирение Казанского ханства было, несомненно, богоугодным делом. А как иначе, если казанские ханы в общей сложности ходили войной на Русь — внимание! — 40 раз. Даже представить трудно.
Земли Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды постоянно подвергались набегам и разорениям, опустели людьми. С этим необходимо было кончать.
Поэтому царь, перед тем как отправиться в свой третий поход на Казань летом 1552 года, по благословению митрополита Макария дал обет в случае победы построить в Москве храм, какого мир еще не видел.
Победа была одержана. Русские войска взяли Казань, пора было выполнять обещание. Тем более что эта победа не только усмирила Казанское ханство, но и привела под царскую руку Сибирь — уже в начале 1555 года сибирский хан Едигер прислал в Москву послов с просьбой о присоединении к России «всей земли Сибирской».
Иван Грозный был большим грешником, но в Бога верил истово и обещания, данные Ему и Богородице, старался выполнять. Выполнил и это.
Вот что сказано в летописи, обнаруженной в 1896 году протоиереем Иоанном Кузнецовым, служившим в храме: «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма, и быша премудри и удобни таковому чудному делу…»
Итак, собор построили русские мастера Постник и Барма. Из кирпича и белого камня известняка — того самого, из-за которого Москву называли и продолжают называть Белокаменной.
Так что вплоть до 70-х годов XVIII века, когда по соизволению Екатерины Второй здание капитально отремонтировали и возникла нынешняя богатая роспись, собор выглядел снаружи довольно строго — он был расписан под кирпичную кладку с редкими изразцовыми вставками. К слову, построили его довольно быстро даже по нынешним временам — всего за шесть лет.
Аким Бухтатов