Не считался «другом СССР»: почему Генри Киссинджера называли агентом КГБ
Дипломат родился в гитлеровской Германии, но в 1938 году его семья эмигрировала в США.
Генри Киссинджер
Политика — хлопотное дело. Среди тех, кто посвящает ему жизнь, не так уж много долгожителей. Человек, о котором мы расскажем, — исключение из правил.
Вот-вот ему исполнится 100 лет. Он благополучно пережил две мировые войны, Великую депрессию, холодную войну, бойню во Вьетнаме, распад СССР, пандемию коронавирусной инфекции. И это лишь некоторые вехи его большого пути политического кукловода.
Он лауреат Нобелевской премии мира и получил эту награду почти полвека назад. Друг и собеседник Джимми Картера и Леонида Брежнева, Мао Цзэдуна и Андрея Громыко, Аугусто Пиночета и Юрия Андропова, Бориса Ельцина и Владимира Путина. В его записную книжку вместилась вся послевоенная история человечества. Будем знакомы: Генри Киссинджер!
Он родился 27 мая 1923 года в Фюрте, баварском городке, в семье учителя. Большинство его родственников, оставшихся на родине, погибли от рук нацистов. А родителям Киссинджера удалось в 1938 году выехать из гитлеровской Германии в США. Школьные годы он провел в Нью-Йорке.
Легкий немецкий акцент у него сохранился до сих пор. Но Генри давно забыл, что когда-то его называли Хайнцем, и считает себя стопроцентным американцем. Вполне резонно. Он участвовал во Второй мировой как военный инженер. А после нее окончил Гарвард, изучал историю дипломатии XIX века.
Сам организовал при университете международный семинар, целью которого была борьба с советской угрозой в условиях холодной войны. Активно консультировал политиков-республиканцев. На молодого международника с явными способностями переговорщика обратили внимание в правительстве и в ЦРУ.
Он стал уважаемым экспертом, часто работавшим на Госдепартамент. В 1969 году Никсон назначил его советником по национальной безопасности США, а потом и государственным секретарем — министром иностранных дел.
Эту должность он сохранил и при президенте Джеральде Форде. Как раз в тот период взаимоотношения СССР и США были наиболее дружественными, и неприятели даже называли Киссинджера агентом КГБ.
Хотя до этого он вовсе не считался «другом Советского Союза». Совсем наоборот. Киссинджер советовал правительству помогать антисоветски настроенным чехам в 1968 году.
А в 1970-е курировал переворот в Чили, приведший к власти генерала Аугусто Пиночета. И это тоже был важный ход против советского влияния в мире…
И все-таки, будучи сторонником «реальной политики», Киссинджер считал, что с Москвой нужно договариваться, а не приумножать взаимную ненависть.
Евгений Тростин