#Наталья Гундарева #Татьяна Доронина
Наталья Гундарева. За что она влепила пощечину Татьяне Дорониной?
Как репетиция в театре перетекла в рукопашную?
На репетиции атмосфера накалилась до предела. Казалось, еще немного – и случится страшное.
– И вот Наташа Гундарева не сдержалась и влепила Татьяне Дорониной пощечину, – шокирует актриса Татьяна Васильева. – Началась рукопашная!
Вот вам и храм искусства!
– А что? Актеры – тоже люди, – разводит руками 71-летняя Татьяна Григорьевна. – Ничто человеческое нам не чуждо.
В том числе – и неприязнь.
Отношения между двумя актрисами с самого начала складывались непросто. Когда выпускница Щукинского училища Наташа Гундарева только пришла в театр им. Маяковского, Татьяна Доронина была уже его примой. Играла главные роли в спектаклях «Человек из Ламанчи», «Виват, королева, виват!», «Беседы с Сократом», «Аристократы». Звезда Маяковки делала вид, что просто не замечает молодую коллегу.
– Иногда при встрече Доронина даже не здоровалась. И мое «здрасте» неловко повисало в воздухе, – вспоминала Гундарева.
Какое-то время она была в театре на вторых ролях, пока в середине 70-х Андрей Гончаров не решил ставить спектакль «Банкрот».
– Главная роль Липочки досталась Татьяне Дорониной, – рассказывал режиссер. – Но Наташа Гундарева не пропускала ни одной репетиции. Сидела в зале, внимательно слушала, что-то записывала в блокнотик. И вот близится премьера, а тут Доронину приглашают в составе советской делегации в ФРГ. Как я ни просил Татьяну: «Не срывай спектакль!», но она не послушалась и поехала.
Гончаров готов был рвать волосы от отчаяния! Чтобы в театре им. Маяковского сорвали премьеру?! Такого еще никогда не было!
– И тут ко мне подходит Наташа Гундарева, – продолжал Андрей Александрович. – Оказалось, она прекрасно знает текст и все мизансцены. Буквально за 10 дней репетиций мы поставили спектакль. Премьера состоялась!
Гундарева сыграла Липочку великолепно!
– Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни! – делилась народная артистка РСФСР. – Я выходила на сцену и ощущала, что все удается. Так бывает очень редко. Я жила этим счастьем еще долго.
Хм…
– Наташа сыграла так, что сразу стала нарасхват у кинорежиссеров, – продолжал Гончаров. – Для вернувшейся из-за границы Дорониной успех коллеги стал неприятной неожиданностью.
Роль Липочки так и осталась за Гундаревой. Мало того, худрук стал занимать ее и в других спектаклях. Напряжение между двумя звездами нарастало.
– Я познакомилась с Наташей в 80-м году на съемках фильма «Мнимый больной». И сразу поняла, что передо мной – великая артистка, – продолжает Татьяна Васильева. – По натуре Гундарева была очень сильной женщиной. Как и Доронина. Ни одна, ни другая не хотела идти на уступки. Было понятно, что кому-то из них надо уйти из театра – двух прим быть не может. И Гундарева дожала Доронину. После рукопашной на репетиции Татьяна написала заявление об уходе и покинула Маяковку. Наташа осталась там полновластной царицей.
Правда, у 85-летней Татьяны Дорониной – своя версия ухода.
– Мне просто надоели грубость и бестактность Андрея Гончарова, который позволял себе повышать на актеров голос, – объясняет народная артистка СССР. – Конечно, на меня Андрей Александрович не орал, но крики на других тоже были неприятны. Невозможно все время существовать на повышенном нерве. Когда выходишь на сцену, эмоциональная отдача – очень сильная, а если еще и на репетициях – крик, то это уже чересчур. Вот я и ушла из театра Маяковского во МХАТ, куда меня давно звали. Ни капельки не жалею!