Мартынов, выстрел…: как Лермонтов по портретам узнал все, что случится с ним
Поэт был убит на дуэли 15 июля 1841 года.
Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова
Случилось это в 1839 году, когда село Красное, впоследствии давшее название Красносельской улице и станции метро, вошло в состав Москвы. В заброшенном домике поселились два человека. Старшему из них, Илье Васильевичу, было за 50, а младшему, Андрею Ивановичу, на вид лет 25. Окрестные жители частенько замечали новоселов среди болот и песчаных холмов: то ли травы какие-то собирали, то ли клад искали. И решили соседи: не к добру все это.
Действительно, через несколько месяцев исчез внезапно Илья Васильевич. Отправился, по обыкновению, бродить среди болот да так и не вернулся. И снова местный люд гадал с тревогой: что же творится в том доме на отшибе?..
А тут еще новая загадка: по ночам в окрестностях стала являться странная женщина. Она двигалась плавно и медленно, будто скользила по воде. И шло от нее свечение, такое же голубоватое, как от песчаных холмов. Откуда появлялась незнакомка и куда направлялась — неизвестно, однако люди связывали ее с таинственным домом и его обитателем…
А ведь в доме и в самом деле происходило нечто необыкновенное!
Как-то за окнами послышался крик кучера, и хозяин поспешно распахнул дверь.
— Никитин! Ты ли это? — с порога воскликнул приезжий.
— Я, брат… Я, — ответил Андрей Иванович. — А ты, Лермонтов, почти не изменился. Такой же, как в студенческие годы.
Гость улыбнулся:
— Сколько же мы не виделись?
Андрей Иванович задумался.
— Погоди… Ты покинул университет и уехал в Петербург. А я спустя полгода отправился странствовать по Руси.
Лермонтов насмешливо взглянул на приятеля:
— Что же ты искал?
— Сначала химией и медициной увлекся. Потом случайно познакомился с одним изобретателем-самоучкой из Архангельской губернии. Интереснейший, брат, человек! Столько изумительного и невероятного я от него услышал… Его механизмы трудно даже описать словами. Вообрази машину для полетов к звездам!
— К звездам? В этом что-то есть, — отметил Лермонтов.
Москва мистическая: призраки Мясницкой улицы и нехороший портрет в Третьяковке
Никитин продолжил:
— Или вот открыл он в древних письменах состав загадочной краски. Много лет работал над этим рецептом, что-то сам додумывал…
— В чем же чудодейство красок? Мой приятель под таким секретом рассказывал о твоих работах, что я не удержался и решил заказать портрет. Признайся, что за таинственность, Никитин?
— Нет, бог с тобой, — всплеснул руками живописец. — Я просто не хочу, чтобы мои картины попадались широкой публике. Начнутся расспросы, выяснения: что за состав красок, как изготовить… Вот по этому и пишу редко: ты — шестой заказчик.
— Так покажи наконец эти краски или свои работы! — нетерпеливо воскликнул гость.
Никитин кивнул:
— Пройдем…
Взглянув на картину, Лермонтов замер и едва слышно прошептал:
— Боже… Что это?..
Над кроватью, на бревенчатой стене, в полумраке висел портрет молодой красавицы в бальном платье. Изображение было объемным. Каждый мазок кисти излучал свет, не похожий ни на солнечный, ни на какой другой.
— Боже… — снова прошептал Лермонтов и схватил художника за руку. — Что это за чудесный свет? Дама жива! Она сейчас сойдет с полотна!..
— Я же говорил! — торжествующе заявил хозяин.
— Постой, — пробормотал ошеломленный поэт. — Молчи и слушай…
…Перенестись теперь прошу, сейчас
За мною в спальню: розовые шторы
Опущены, с трудом лишь может глаз
Следить ковра восточные узоры…
Рисуется младой, но строгий профиль…
Это о ней, той, что на портрете… Откуда же ты ее знаешь?
— Я виделся с нею всего лишь раз, — ответил Никитин. — Она приехала инкогнито. Не сказала, откуда знает о моих работах и кто рекомендовал. Я сделал ее портрет за один сеанс. Оставались какие-то мелкие доделки. Дама расплатилась и обещала быть на другой день.
Когда мы прощались, она вдруг как-то странно рассмеялась и сказала: «А впрочем, мы с вами уже не расстанемся до самой смерти…» Взглянула так, что я вздрогнул, и добавила: «Вашей смерти…» Больше я эту женщину не видел. Где ее искать — ума не приложу. Ни имени, ни фамилии, ни адреса…
— Твоя работа, твои краски, — медленно произнес Лермонтов. — Либо дар небес, либо ловушка дьявола… Но дело еще и в том, друг мой, что я однажды видел эту даму в Петербурге…
— Да кто же она?! — воскликнул художник.
— Раз она не захотела открывать имя, значит, и я этого не сделаю… Поверишь ли, какая странность: неделю назад я вдруг увидел во сне ее и тебя. Причем видел, как она душит тебя.
Автопортрет М.Ю.Лермонтова
Мастеру стало не по себе, но он попытался не подать вида и перевел разговор:
— Каких только совпадений не бывает… А что за стихи ты читал?
— Они появились тоже во сне… Чей-то голос надиктовал. Я даже не записал их… Забыл… А у тебя вдруг вспомнил… А знаешь, брат, если она вернется за портретом, скажи, что я его видел. И теперь направляюсь на Кавказ…
— Постой-ка! — перебил хозяин. — Напиши ей!.. Прямо здесь, на портрете, внизу… Моими красками. Есть у меня тончайшие кисти… Не знаю почему, но чувствую: так надо… — горячо убеждал Никитин.
Кисточка в руках поэта скользила по холсту без видимых усилий. Казалось, она подчинялась не ему, а выполняла чье-то высокое предначертание:
Когда ты спишь, о ангел мой земной,
И шибко бьется девственною кровью
Младая грудь под грезою ночной,
Знай, это я, склонившись к изголовью,
Любуюся — и говорю с тобой…
— Все! — Лермонтов отпрянул от картины. — Не могу больше! Она ослепляет… Кстати, почему ты забрался в такую глушь? Зловещее место. Неужто не мог снять квартиру в Москве?
— Понимаешь, здесь какая-то особая атмосфера: от песков, от болот, от камней… Моя картина должна еще некоторое время находиться тут и как следует пропитаться здешней атмосферой. Если этого не сделать, портреты заберут силу всего живого вокруг себя.
Лермонтов вдруг рассмеялся:
— Что же мы будем делать с моим портретом после всего этого?
Никитин растерянно взглянул на приятеля:
— Может, отложим пока?
Поэт тряхнул головой:
— Мне откладывать нельзя… Как бы не было поздно…
— Что поздно? — не понял художник.
— Все!.. Приступим! Я готов позировать… Там видно будет.
…Суетная московская жизнь, подготовка к отъезду. Поэт так и не успел забрать у Никитина свой портрет, но рассказы приятеля, видение незнакомки да и странный сон даже на Кавказе не давали ему покоя. И однажды вновь привиделось поэту. Окраина Москвы, проклятые пески, болото, одинокий дом… Прямо на полу корчится в муках Никитин. Он задыхается:
— Мишель, Мишель! Твой сон был вещий — она сгубила меня…
Два портрета видит Лермонтов: красавицы — на стене и свой собственный — на письменном столе художника. Яркие, светящиеся краски гаснут, тускнеют. Нет уже таинственного света — и в лице художника уже ни кровинки. Он мертв… Все пасмурнее на холстах. Вот уже не разобрать слов стихотворения. Уже не различить лиц. Серые холсты…
Лермонтов вдруг ясно увидел все, что случится с ним. И изменить уже ничего невозможно:
15 июля 1841 года…
Узкая горная дорога…
Мартынов…
Выстрел…
Смерть…
Бессмертие…
Вадим Бурлак