Старшина Васков – Андрей Мартынов: «У нас с девчатами в «А зори здесь тихие» все настоящее. И кровь, и слезы! Не то что сейчас…»
Съемки фильма стали для актеров настоящим подвигом.
Фильм «А зори здесь тихие» нельзя смотреть без кома в горле. Особенно те кадры, где старшина Васков, он же Андрей Мартынов, держит на мушке фашистов и плачет:
«Пять девочек всего было! Пять девчат! А не прошли вы. Никуда не прошли и сдохнете здесь…»
Он взял врага в плен страшной ценой: положил в карельских лесах молодых девочек, которых война заставила стать солдатами. И обрек себя на вечную боль, разрывающую сердце: вот он, мужик, живет. А они – юные, красивые, спасшие ему жизнь, – мертвы.
Мы с Ростоцким читали этот сценарий и вместе плакали, – признавался спустя годы Мартынов.
Режиссер «Зорей…» Станислав Ростоцкий – сам фронтовик. Потому не мог допустить и нотки фальши в своем трагическом творении. И на роли пятерых девчат позвал неопытных студенток – таких же молоденьких и хрупких, как и их героини.
Мы спали в походных условиях, в гимнастерках – всё, как на фронте! Ползали, стреляли. Таскали на себе оружие, шинельные скатки, рюкзаки. Но не роптали!– вспоминает Ирина Долганова, сыгравшая Соню Гурвич. – А сейчас смотрю фильмы о войне… Актрисы чистенькие, с макияжем, с укладкой! Это же неправда!
Для нее, Лены Драпеко, Кати Марковой, Оли Остроумовой, Иры Шевчук те съемки в 70-х стали подвигом! Карельские болота с комарами, мошкой, клещами… Вся эта гнусь бедных девочек жрала сутками! Они ползали по топям, хлебая отвратную жижу, стирали до язв нежные пяточки грубыми кирзачами. Тонули, падали, калечились, плакали. Но не сдавались – при каждой команде «Мотор» снова были в боевом строю!
Пот, кровь, слезы… У нас с девчатами в том кино всё настоящее! Не то что сейчас, – заявляет Андрей Мартынов.
Он по сей день гордится силой духа и мужеством своих коллег-актрис:
Не каждой женщине дано быть сильной. Но уж если дано, знайте – она будет защищать вас от бед и лишений. Женские отвага, любовь, преданность помогают нам, мужчинам, выживать!
Андрей и сам искал себе такую женщину. Казалось, нашел. В 1975-м на фестивале в Германии влюбился в немку Франциску. Красавица филолог изучала нашу литературу, прекрасно говорила по-русски. И она ответила на его чувства. Свадьба, ее переезд в Москву, рождение сына Саши… Но Франциска не прижилась в СССР. И все чаще уезжала «погостить» на родину. А однажды осталась там с ребенком насовсем, разбив мужу сердце.
Андрей так больше и не женился. У него, конечно, же, были романы. Но, увы, ничего серьезного…
Тем женщинам от меня нужна была лишь жилплощадь, – грустит он. – Это раньше люди искали любовь, счастье. А теперь-то все по-другому же! И в кино, и в жизни…