«Летали обнаженными»: как «Вий» из эротической драмы превратился в «ужастик»
Изначально фильм хотели снять про любовь и месть.
Кадр из фильма «Вий», 1967г.
В ноябре 1967 года западная пресса взорвалась сенсацией: «В СССР сняли первый фильм ужасов! Зрители немеют от леденящего страха!» В тот же месяц «Вий» купили 20 стран. Позже – еще 30. А ведь планировался фильм про любовь и месть.
Такую трактовку повести Николая Гоголя предложили выпускники Высших режиссерских курсов 32-летний Константин Ершов и 37-летний Георгий Кропачев. Написали сценарий и приступили к работе. Но не вышло. Поскольку им прислали в качестве режиссера-руководителя Александра Птушко. И он из драмы с эротическими сценами сделал ужастик!
Вообще-то снять «Вия» было мечтой Пырьева. Но времени не хватало – он возглавлял «Мосфильм» и творческое объединение «Луч», при этом продолжал режиссировать картины. И в 1966-м Иван Александрович предложил экранизировать «восхитительно жуткую повесть» Ершову и Кропачеву.
«Они поднимались в небо. Обнаженные. И летели!»
История Хомы Брута и панночки виделась «молодежи» по-своему. Старухи и в помине не было. Только красавица-ведьма. На ее роль выбрали 31-летнюю Александру Завьялову.
– Сцена полета планировалась эротической, – признавался 85-летний Кропачев. – Панночка манила Хому, снимая с себя одежду. Он, околдованный, шел и тоже раздевался. Хватал ведьму за волосы. Они поднимались в небо. Обнаженные. И летели! Мы все это прорисовали.
Хома не поддался чарам. И взаимностью не ответил. Запорол «негодницу» до смерти! Обиженная ведьма принялась мстить за отвергнутое чувство. Вия видели в образе «перевоплотившегося» сотника. Убитый горем отец и чудище – один и тот же персонаж. Так планировалось показать, насколько относительны понятия добра и зла.
«Мерещились черти»: как «Вий» чуть не свел с ума Наталью Варлей
Весной 1967 года группа уехала на Западную Украину. Там придумали и сняли сцену народного гуляния в ночь на Ивана Купалу – тоже с голыми колдуньями и русалками. В июне 65-летний Иван Пырьев и 61-летний директор «Мосфильма» Владимир Сурин потребовали наработанный материал на просмотр и пришли в шок:
– Это что за порнуха?!
Фильм «Вий» был отснят на треть, когда руководство «Мосфильма» кинулось за спасением к сказочнику:
– Вытаскивай картину!
Александр Птушко объявил:
– «Вий» будет страшилкой, а не любовной мурой!
И поменял Завьялову на… 20-летнюю Варлей, объяснив:
– Нужна не артистка, а эквилибристка-циркачка!
На нечистую силу Александр Лукич взял 12 гимнастов и четырех прыгунов на батуте. Для контраста пригласил карликов. Снимали в трех православных храмах – в Ивано-Франковской и Черниговской областях. А вот сцены, где панночка с нечистью убивают Хому, – на «Мосфильме».
Вия сыграл тяжелоатлет. Костюм весил… центнер!
В двух павильонах создали внутреннее убранство храма. Нарисовали страшные иконы, расставили свечи, смастерили гнилые доски и мхи по углам, из полимерных нитей сплели паутину – она поддувалась вентиляторами.
Изготовили три гроба. Закрытый, маленький, на веревках, который пытался пробить круг. В другом лежала панночка. В третьем летала. Этот уже крутили на стреле крана, подвесив на шести металлических струнах к потолку.
В основание домины вмонтировали кронштейн, к нему пристегивали актрису монтажным поясом. А под балахоном у девушки была еще одна опора. Но все равно чуть не случилась трагедия! Крепеж на Варлей вдруг ослаб. И Наташа полетела с трехметровой высоты!
– Но я мистическим образом поймал, подставил руки – и девушка прямо в них упала! – восклицал 85-летний Леонид Куравлев, игравший Хому. – Чудо! Гоголь!
Образ каждой нечисти 67-летний Птушко прорисовывал в нескольких вариантах. И выбирал самый страшный. Вия сыграл 56-летний тяжелоатлет Николай Степанов. Ведь костюм весил… центнер! Смастерили из мешковины: материю пропитывали смолами и накладывали другую – и так 10 слоев! Вместо рук из гипса вылепили корни деревьев. Глаза сделали из светоотражающего стекла.
Но большая часть съемочной группы считала, что Вий получился… смешным. Мол, тот, которого предлагали молодые режиссеры, смотрелся бы «более страшно». Судить вам, зрителям.