24 Января / 12:00

#История

Рио-де-Фанейро: крымское землетрясение 1927 года

   24 Января / 12:00

В ночь с 11 на 12 сентября в Крыму произошло землетрясение магнитудой 9 баллов по шкале Рихтера, оставившее без крова 48% жителей полуострова.

Гораздо больше, чем физически или материально, люди в ту ночь пострадали психологически. Некоторые из них вовсе потеряли рассудок. Неслучайно именно после этой катастрофы Наркомздрав создал комиссию, целью которой стало изучение влияния землетрясений на психику людей.

Предвестники беды

Строго говоря, первый подземный толчок, в результате которого были разрушены несколько зданий, произошел в Крыму еще 26 июня. В тот день в Верхней Аутке (ныне Чехово) шло судебное заседание. Здание суда содрогнулось от подземного толчка. Два сотрудника в страхе спрыгнули с балкона второго этажа, получив при этом серьезные травмы.

29 июня толчки повторились. На этот раз не обошлось без жертв: погибли отдыхающие одного из пансионатов — мальчик и его отец. Мать ребенка немного позже скончалась в больнице от ран. Уже тогда запаниковавшие отдыхающие поспешили покинуть полуостров. Но далеко не все, разумеется…

Плохое и страшное забывается быстро. Поэтому уже в июле курортников в Крыму было, как обычно, очень много. В августе — еще больше. А в сентябре прибыли любители бархатного сезона. И никто не заметил предвестников новой беды.

В ночь с 11 на 12 сентября над полуостровом наблюдался необычный закат. Вот как о нем рассказывал гидролог Петр Двойченко: «Западная часть неба была охвачена ярким буровато-оранжевым светом, который эффектно отсвечивал на гладкой поверхности Карантинной бухты. Как будто пылал пожар, яркий свет которого проходил через дымовую завесу. Отблеск от водной поверхности был такой яркости, что лошадь бросалась в сторону и не хотела проехать близко к воде».

Еще вечером животные стали вести себя беспокойно: отказывались от еды, прятались или убегали из дома. А потом забеспокоились и люди. Рыбаки, собиравшиеся ловить ночью рыбу, вдруг вернулись и рассказали, что море беспричинно, а потому пугающе «кипит» в абсолютно безветренную погоду. Кто-то даже успел посмеяться над их рассказами, но не долго. Спустя 15 минут все вокруг загрохотало, и земля содрогнулась.

Ужас страшнее смерти

Начался самый настоящий кошмар: лопались стекла в окнах, осыпалась штукатурка, падали металлические листы и дымовые трубы с крыш. Эти 10 секунд показались вечностью. Но следом за первым произошел второй толчок, более мощный. Здания складывались, как карточные домики. Люди выбегали на улицу, но им на голову падали балконы и крыши. Крики и стоны слились в один протяжный звук, который перекрывался грохотом камнепада в горах и ревущим морем, обрушившим на берег гигантские волны.

Люди метались в панике среди всей этой разрухи. Началось какое-то массовое помешательство: одни прыгали из окон, другие, наоборот, цепенели от ужаса и ничего не предпринимали. Одна местная жительница скончалась от разрыва сердца, а еще один мужчина повесился.

Военный врач, прошедший не одну войну, потом говорил, что ни один пережитый им бой не шел в сравнение с той ночью. Подземный толчок сбросил его с кровати. Земля гудела, дом качался, пол колебался так, что невозможно было устоять на ногах, чтобы одеться. Всюду слышались истошные крики: «Пожар! Горим!» Военврач выскочил на улицу в одном нижнем белье. По его словам, ужас, который он испытывал в течение 8-10 секунд, был страшнее смерти.

Еще один очевидец событий, журналист Никандров, в статье, опубликованной 15 сентября в «Правде», писал, что в тот момент ему казалось, будто в доме разваливается решительно все: мебель, пол, зеркало и другие предметы. В эпицентре катаклизма, в Ялте, мощность толчков составила 9 баллов.

Местный житель Сергеев, работавший монтером на электростанции, вспоминал, что осень была очень жаркой, а потому люди спали совершенно голыми. Когда началось землетрясение, они выбегали на улицу, в чем мать родила.

Толчки следовали один за другим. За первые 11 часов их было 27. Потом они становились все слабее, но продолжались еще несколько дней. Последние толчки, мощностью 5 баллов, наблюдались 24 сентября. Всего было зафиксировано около 200 толчков.

Страх на людей нагоняли и огромные огненные вспышки. Например, огненный столб высотой 500 м и шириной почти 2 км, вспыхнувший на мысе Лукул, был виден даже в Евпатории. Странные огненные всполохи продолжались до конца сентября. Уже позже ученые смогли объяснить их природу возгоранием метана, поднимающегося со дна моря через трещины, возникшие в результате землетрясения.

Помощь полуострову

На следующее утро на место бедствия прибыли спасатели — отряды, сформированные из милиционеров и рабочих. Они разбирали завалы, вытаскивали из-под них пострадавших. Показательно, что все городские учреждения при этом продолжали свою работу, хотя многим сотрудникам приходилось работать на улице, так как здания учреждений были полностью разрушены.

К сожалению, землетрясение не пощадило и исторические сооружения. С Воронцовского дворца отвалились декоративные трубы и другие архитектурные украшения. Стены здания покрылись трещинами. Похожий урон понесли Ливадийский дворец и дворец «Дюлькисо».

Еще больше пострадало «Ласточкино гнездо». Около полуночи там на балконе ужинали люди. К счастью, за 10 минут до первого толчка, случившегося в 0:15, всех посетителей отправили по домам. Иначе жертв было бы больше. Ведь из-за землетрясения обрушилась башня «Ласточкиного гнезда». Падая, ее части ломали и сметали все на своем пути: мебель, перила, сбрасывая их в море. И, если бы в тот момент на балконе находились люди, они последовали бы за ними…

Число погибших и раненых удалось определить только через несколько недель: 3 человека погибли, 65 было ранено. Многие люди потеряли кров. Их дома были или полностью разрушены, или лишились коммуникаций.

Но, даже те, кто не потерял жилье, боялись находиться в домах, опасаясь новых толчков. В парках, скверах и вообще везде, где это было возможно, устроили палаточные городки. Повсюду лежали горы матрасов, сундуков и домашнего скарба, вынесенного людьми из разрушенных жилищ. А в Алуште соорудили целый городок из фанерных домиков, получивший в народе название «Рио-де-Фанейро».

По официальным данным, 48% жителей полуострова остались без жилья. Сумма убытков составила 50 млн. руб. На восстановление коммуникаций советское правительство сразу же выделило полмиллиона рублей. Людям выдали денежное пособие (4 – 35 руб.), продукты и одежду. Позже был выделен еще миллион на восстановление жилых домов, 200 000 на восстановление крестьянских хозяйств и 100 000 — на восстановление объектов курортного значения. А через год в Крым отправили еще 1,5 млн. рублей.

Жителям полуострова помогало не только правительство, обычные люди собирали средства на благотворительных мероприятиях. Были выпущены открытки с видами Крыма после землетрясения, сбор от продажи которых тоже шел на помощь крымчанам. Большую помощь оказала и «Всекрымская вещевая лотерея», организованная для сбора средств на ликвидацию последствий катастрофы.

Стас Дмитриев

Подробнее

Источник: Журнал «Наша история» / Фото: Википедия