04 Января / 21:00

#История

Его воздушные трюки вызывали восторг самого товарища Сталина. Каким был Валерий Чкалов

   04 Января / 21:00

На него мечтали походить все мальчишки 1930-х, а девушки тайно вздыхали по красавцу летчику.

Рисковый и бесшабашный Валерий Чкалов «сказку сделал былью» и стал настоящим, народным героем своего времени.

Потомок бурлаков
Он — волгарь, сын мастерового — с 6 лет зарабатывал на жизнь своим трудом. Его прадед считался первым силачом среди бурлаков, и правнук вряд ли ему уступал. Мальчишкой Валерий, переплывая Волгу, любил нырять под длинные баржи, проверяя собственную смелость. Был и грузчиком, и кочегаром.

Работал в пароходстве, но, увидев самолет, заболел авиацией и вскоре устроился учеником слесаря по сборке аэропланов. Еще громыхала Гражданская война, а он уже окончил Борисоглебскую авиашколу и поднимал в небо самолеты. Служил в Красной армии. Изучал технику. И семимильными шагами приближался к заветной цели: стать летчиком No 1.

Воздушный лихач
И вот уже в августе 1924 года Чкалов прибыл в Ленинград в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» — для дальнейшего прохождения службы. Ему только 20 лет, а он уже военный летчик-истребитель! «Взрослая» жизнь захватила его. Он даже позволял себе вылеты в нетрезвом виде. О той поре его службы сложено немало легенд. Рассказывают, как он совершал виражи вокруг Исаакиевского собора, крутил на спор 200 мертвых петель подряд… Что тут правда, что вымысел — уже не разобрать.

Но точно известно одно: 16 ноября 1925 года Чкалов был осужден военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии». Правда, всего через 4,5 месяца его вернули в часть: чкаловский талант летчика признавали даже самые ревностные поборники дисциплины. Чкалов же остался верен себе. Ни женитьба, ни появление сына не остепенили его.

В 1928 году Чкалова перевели в Брянск, и там всего за несколько месяцев он умудрился разбить два самолета. Снова суд — и снова приговор: 1 год лишения свободы за воздушное лихачество и многочисленные нарушения дисциплины.

На этот раз Чкалов отсидел аж 16 дней — с 3 по 19 января 1928 года. А потом за него вступился нарком Климент Ворошилов, по ходатайству которого опальный «летчик от Бога» стал инструктором в авиашколе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).

Маловато риска?
Но эта работа Чкалова не устраивала: маловато риска. И его зачислили в штат НИИ ВВС Красной армии — летчиком-испытателем.

Другом пилота стал талантливый авиаконструктор Николай Поликарпов, только Чкалову доверявший испытание всех своих новых машин. Валерий Павлович освоил более 30 типов самолетов — самые скоростные истребители, самые тяжелые бомбардировщики. Он снова и снова бил рекорды. И оказалось, что для испытателя умение рисковать далеко не на последнем месте.

Девизом Чкалова стала честолюбивая максима: «Если быть, то быть первым». Самое удивительное, что ему это удавалось! Уникальными считались чкаловские полеты на «воздушном авианосце», тяжелом бомбардировщике ТБ-3, к которому подвешивали несколько истребителей.

Его воздушные трюки вызывали восторг самого товарища Сталина. После одного из таких выступлений на параде Чкалов написал жене:

«Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».

Дали ему не только премию, но и орден Ленина — за испытания новых самолетов.

Сталинский маршрут
Именно Чкалову поручили показать всему миру мощь туполевского самолета АНТ-25. На нем можно было перелететь из Москвы в Америку через Северный полюс. Но первая попытка советских летчиков реализовать этот план оказалась неудачной: экипаж Сигизмунда Леваневского из-за неисправности двигателя повернул назад, не проделав и половины пути. Командиром нового экипажа назначили Чкалова, вторым пилотом — Георгия Байдукова, штурманом — Александра Белякова.

Но сразу посылать летчиков в Штаты власти не решились: боялись новой неудачи. Для начала экипажу предстояло побить рекорд дальности полета над СССР.

От подмосковного аэродрома до Дальнего Востока пилоты преодолели 9 374 км за 56 часов, и Чкалов виртуозно посадил самолет на песчаной отмели острова Удд, который ныне носит имя летчика. Там на борт самолета нанесли надпись: «Сталинский маршрут».

Возвращение в Москву превратилось в триумф Чкалова и его товарищей. Достигнув столицы, АНТ-25 в сопровождении воздушного эскорта из 12 самолетов сделал круг почета над Кремлем.

На Щелковском аэродроме героев встречал сам Сталин, расцеловавший Чкалова. С тех пор летчика считали любимцем вождя, главным «сталинским соколом». Весь экипаж удостоили звания Героев Советского Союза, а Чкалову даже подарили самолет У-2.

Как открыть Америку
Время трансполярного перелета в США пришло в 1937 году. Полет выдался тяжелым. Чкалов, Байдуков и Беляков преодолели четыре циклона, обойти которые стало возможно, лишь поднявшись на высоту 6 000 метров. Пилоты едва не теряли сознание. Температура в кабине опускалась до –9°С. Несколько раз самолет подвергался обледенению, и в любой из этих моментов двигатель могло заклинить. Система охлаждения настолько промерзла, что летчикам, уже пролетавшим над территорией Америки, пришлось заливать туда горячий чай и кофе из термосов!

Но приземлились они на американском военном аэродроме в Ванкувере так, будто не было у них за плечами 63-часового перелета: ни намека на усталость — четко и плавно.

Советских летчиков в Белом доме принимал президент Франклин Рузвельт, заметивший, что тройка героев сделала для потепления международных отношений больше, чем сотни дипломатов. Вместо 15 минут они беседовали больше часа. Рукопожатие с советскими летчиками Рузвельт вспоминал и в годы войны, когда США и СССР были союзниками по антигитлеровской коалиции.

Байдуков, Чкалов, Трояновский и Беляков после приема у президента США Рузвельта в Белом доме в 1937 г.

Богатый человек
В Советский Союз летчики возвращались на океанском лайнере «Нормандия». На борт парохода погрузили и самолет. Байдуков рассказывал, как на палубе с Чкаловым разговорился какой-то любопытный иностранец.

— Вы богаты, мистер Чкалов?
— Очень!
— Сколько же у вас миллионов?
— 170!
— Рублей или долларов?
— 170 миллионов человек. Все они работают на меня, а я на них.

На Родине трех героев окружили искренней всенародной любовью.

Но Сталин явно выделял Чкалова из всей троицы: он считал его настоящим волжским богатырем, не ведающим страха. Прощал ему и некоторую фамильярность, и даже панибратство. На банкете в честь возвращения советских летчиков из США Чкалов, который был почти на 30 лет младше Сталина, обратился к вождю:

«Товарищ Сталин, язык не поворачивается называть тебя на вы. Давай выпьем на брудершафт!»

Сталин улыбнулся:

«Давай».

Ходили слухи, будто генеральный секретарь ЦК прочит летчика, никогда не служившего в органах госбезопасности, в наркомы внутренних дел: в преданности и честности Чкалова он не сомневался. Но сам герой мечтал только о новых полетах…

Заглохший мотор
Роковым стал первый полет на И-180. Чкалов сам рвался испытывать новый скоростной истребитель. 15 декабря 1938 года, в холодную погоду, Чкалову поручили сделать один круг на новой машине — без малейших перегрузок, даже не убирая шасси.

Как всегда, летчик рискнул сделать больше, чем предписывалось, и лихо пошел на второй круг. Но мотор на морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Машина разбилась о землю. Летчика отвезли в Боткинскую больницу, но спасти его не удалось. Он так и не пришел в сознание.

Погиб великий бурлак мировой авиации. Попрощаться с героем, несмотря на мороз, на Красную площадь пришли сотни тысяч людей…

Евгений БОРИСОВ

Подробнее

Источник: Журнал «Наша история» / Фото: Википедия