Земля из легенд и кровавый ад. Как открытие Гаити ознаменовало начало новой эры
Вряд ли Колумб подозревал, к чему приведет его ошибка в конце XV века…
Эта история началась 12 октября 1492 года, когда корабли Христофора Колумба достигли неведомых земель. В 2 часа пополуночи впередсмотрящий парусника «Пинта» Хуан Родригес Бермехо в неистовом восторге прокричал: «Terra! Terra!»
Уже через пару минут вся команда, пришедшая в радостное возбуждение, всматривалась в неясные очертания холмистой равнины на берегу неизвестного острова. В это время в Европе заканчивалась вечерняя месса, и горожане расходились по домам. Никто из них не мог и представить, что началась новая эра и окружающий мир больше не будет прежним.
Страна утопия
Поутру Колумб высадился на берег и встретился с местными жителями. Оказалось, что корабли достигли острова Гуанахани, который в ходе торжественной церемонии испанцы переименовали в Сан-Сальвадор. В начале ноября, когда маленькая флотилия отчаянного португальца огибала Кубу, Колумб писал со слов своего переводчика: «Там, дальше к востоку, живут одноглазые люди, а другие, с собачьими мордами, едят людей».
Конечно, адмирал, прогрессивный человек по меркам своего времени, пытался найти логическое объяснение подобным слухам. Он предполагал, что местные жители настолько боятся монгольских воинов Хубилай-хана, что считают их собакоголовыми людоедами.
Но скоро Колумб заподозрил, что он приплыл вовсе не в Индию. Вокруг простиралась настоящая Terra incognita — земля из легенд, о которой в свое время писал Птолемей. Судя по всему, Колумб был знаком с античными авторами и сам понемногу начинал верить, что попал в волшебную сказку.
Географические представления Колумба невообразимо спутались, и окружающий мир больше не хотел укладываться в рамки карты Тосканелли, которой он пользовался. По всем расчетам, адмиралу полагалось плыть вдоль побережья Китая, но ландшафт и растительность открытых им островов разительно отличались от азиатских.
5 декабря матросы заметили в северо-западном направлении землю, покрытую горами. Колумб находился около острова Гаити, который позже назовут Эспаньолой. Индейцы-проводники, захваченные на Кубе, в ужасе кричали:
«Богио, Богио!» — делая предостерегающие жесты.
Они уверяли, что именно на этом острове живут одноглазые людоеды.
Трудно представить, что творилось в голове португальского мореплавателя: вокруг реальность переплеталась с мифом. Здесь никто не слышал про великого хана, Китай или Японию, но зато все чувствовали поступь духов и голоса неведомых богов…
Кровавый ад
В 1492 году население Гаити превышало полмиллиона человек. До прихода европейцев здесь процветали пять небольших государств, управляемых царями-касиками. Судьбу индейцев решило золото. Белым нужен был драгоценный металл. Позабыв заповеди Христа, они возвели алтарь золотому тельцу и принесли в жертву тысячи островитян.
Уже через 20 лет в живых осталось менее 10 тысяч индейцев. Многие умерли от заморских болезней, остальных замучили или продали в рабство конкистадоры. Гаити обезлюдел, и, начиная с 1502 года, европейцам пришлось завозить на золотые рудники чернокожих африканских рабов.
Пока испанцы осваивали восточное побережье Гаити, на западном появились стихийные французские поселения, переросшие в XVII веке в постоянную колонию, получившую название Сан-Доминго. В 1697 году по Рейсвейкскому мирному договору Испания официально уступила Франции западную часть острова, и в этот момент история сделала крутой поворот.
Французов не интересовало золото, они предпочли возделывать в колонии кофе и сахарный тростник. Плантации нуждались в рабочих руках, и в сторону Гаити вереницей потянулись груженые под завязку невольничьи корабли. Рабов завезли столько, что к началу XIX века в Сан-Доминго на 36 тысяч белых и 28 тысяч мулатов приходилось более 500 тысяч чернокожих африканцев. Европейцы фактически создали на Гаити филиал Африки, полностью заменив местное население.
Такого грандиозного социального эксперимента еще не знала история, но и закончился он не менее грандиозным социальным взрывом.
Под знаменем черных богов
К восстаниям рабов белые относились как к неизбежному злу. С начала XVII века в горных районах Гаити скрывались тысячи беглых невольников, которых колонисты называли маронами. Эти чернокожие партизаны обычно и становились зачинщиками беспорядков.
Особую роль в противостоянии с европейцами играл африканский культ вуду. В 1751-м Франсуа Макандаль, раб, привезенный из Гвинеи, объявил себя королем вуду и возглавил восстание, длившееся до 1758 года. Легенды гласят, что Макандаль действительно обладал сверхъестественными способностями. Так ли это на самом деле, неизвестно, но испанцы, поймав мятежника, предпочли сжечь его как колдуна от греха подальше.
Но дело Макандаля продолжили жрецы вуду Дутти Букман и Сесиль Фатиман. 21 августа 1791 года они провели обряд призывания Лоа в лесу Буа-Кайман. Похоже, могущественные вудуистские духи ответили на их зов. Найти другое объяснение развитию дальнейших событий очень трудно. Остров охватило невиданное восстание, длившееся 14 лет. Негров пытались усмирить испанцы, но у них ничего не вышло.
Вездесущие британцы, воевавшие в это время с республиканской Францией, решили попытать счастья и вторглись в Сан-Доминго. Экспедиционный корпус бравых английских солдат лег костьми на фоне прекрасных тропических пейзажей.
Осенью 1801 года из Бреста в сторону Вест-Индии отправилась громадная французская эскадра. Основу 40-тысячной армии составляли ветераны знаменитого Польского легиона, многие из которых воевали более 10 лет. Командовал войсками прославленный наполеоновский генерал Шарль Леклерк. Но и ему не удалось усмирить Гаити.
Поначалу дела у французов шли неплохо. Им удалось выиграть ряд сражений. Однако все планы спутала эпидемия желтой лихорадки. Моровое поветрие выкосило ряды «непобедимой» армии и свело в могилу самого Леклерка. Духи вуду победили.
В 1804 году мятежники объявили о независимости острова, и с этого момента начался новый этап социального эксперимента под названием «Гаити». Крови меньше не стало, зато черные краски заметно сгустились.
Обратно на плантации
История гаитянской республики началась с геноцида белого населения. По приказу национального героя Гаити Жан-Жака Дессалина в первые месяцы 1804 года было убито более 5 тысяч белых: мужчин, женщин, стариков и детей. Бывший раб, опьяненный властью, провозгласил Гаити «страной только для черных».
Период республиканской свободы тоже длился недолго: Дессалин, узурпировав власть, провозгласил себя императором. Для пополнения пустой казны он решил вернуть «освобожденных» рабов обратно на плантации. Это вы-звало очередное восстание.
Жизнь первого чернокожего диктатора Гаити закончилась печально. Во время беспорядков 1806 года Жан-Жака Дессалина разорвали на части «благодарные» соотечественники.
С тех пор история некогда благословенного острова начала двигаться по замкнутому кругу. Сменялись бесчисленные «короли» и «президенты», но сущность правления оставалась неизменной: над островом довлела диктатура, изрядно сдобренная элементами вудуистской магии и мистики.
Картонная корона
В 1847 году к власти пришел генерал Фостен-Элик Сулук. Заручившись поддержкой других чернокожих генералов, он убрал с ключевых постов всех мулатов, многим из которых пришлось бежать. Генерал Сулук обладал поистине нечеловеческими амбициями.
В 1849-м, опираясь на военизированные формирования «зинглинов», созданных им по типу национальной гвардии, Сулук провозгласил себя императором Фостеном I. К несчастью, казна Гаити, как всегда, была пуста, и корону новоявленному правителю пришлось делать из картона, покрытого позолотой.
К 1852 году ситуация изменилась. Сулуку удалось получить в Европе кредит на восстановление экономики, но деньги он потратил на свою повторную коронацию. В этот раз для императора Гаити изготовили корону, инкрустированную изумрудами и бриллиантами. Во Франции специально заказали горностаевые мантии для императора и императрицы, а сама церемония прошла по образцу коронации Наполеона Бонапарта.
Кульминацией торжества стал момент, когда Сулук, пребывавший в полном восторге, несколько раз выкрикнул: «Да здравствует свобода!» Правда, в годы его правления свободы в Гаити стало только меньше, а реальность все больше походила на горячечный бред.
В 1859 году терпение военных кончилось, и в Гаити снова произошел дворцовый переворот. Впавшего в глубокий маразм Сулука отправили в ссылку.
Папа Док
В XX веке галерею «гаитянских монстров» украсил избранный президентом в 1957 году Франсуа Дювалье, который прямо заявлял, что он «посланник африканских богов». Дювалье, больше известный на Гаити как Папа Док, объявил себя верховным жрецом вуду и превратил вудуистские храмы в агитационные центры.
Таким образом, в период правления диктатора, которое длилось почти 14 лет, колдуны на Гаити получили не только духовную власть, но и серьезное общественное влияние. Сам мистически настроенный Дювалье не брезговал колдовством.
На Гаити шептали о связи Папы Дока с загробным миром, а он, со своей стороны, всячески поддерживал эти слухи. До самой своей смерти в 1971 году Дювалье одевался в черный фрак и высокую шляпу, не забывая надвинуть на глаза темные очки. Вудуисты верили, что именно так должен выглядеть Барон Суббота — дух кладбищ, покровитель неупокоенных мертвецов.
История Гаити нелепа. Порой начинает казаться, что инфернальные силы специально выбрали остров для своих утопических экспериментов. Как будто некие безумные режиссеры раз за разом ставят здесь свои кошмарные пьесы, уничтожая персонажей одного за другим.
Михаил Жаровский