Как Хрущев дарил Курилы японскому правительству
Мало кто знает, что в середине 1950-х годов Никита Сергеевич чуть было не отдал Японии два из четырех спорных островов Южных Курил, на которые наш островной сосед претендует до сих пор.
После окончания Второй мировой войны Япония на протяжении нескольких лет юридически продолжала находиться в состоянии войны со странами антигитлеровской коалиции.
Но время шло, страна постепенно начала восстанавливаться, необходимо было налаживать экономические отношения с остальным миром. Первыми мирный договор с Японией в 1951 году подписали США при участии представителей Великобритании. Обсуждение и подписание этого документа проходили в Сан-Франциско.
Причем на переговоры была приглашена и советская сторона, которой официально предложили присоединиться к подписанию мирного договора. Советский Союз против подобного развития событий не возражал, но только в том случае, если в тексте договора будут учтены пожелания и интересы СССР.
Кроме того, к переговорному процессу Советский Союз предлагал подключить Китай, серьезно по страдавший во время войны от действий японских войск и также претендовавший на часть бывших японских земель.
При этом представители СССР в категоричной форме настаивали на том, чтобы в мирном договоре Япония документально окончательно и бесповоротно признала полный суверенитет СССР над территориями, отошедшими к Советскому Союзу в рамках Ялтинских договоренностей членов антигитлеровской коалиции. Увы, ничего подобного не произошло.
Вместо этого хитрые американцы, составлявшие текст документа, записали: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.».
Такая формулировка категорически не устраивала советскую сторону. В случае подписания договора нашей страной Япония получала формальный повод для территориальных споров. Дело в том, что в договоре не были перечислены конкретные острова и не было ясно, в пользу какой страны Япония отказывается от своих прежних территорий.
Окончательно уход от Ялтинских договоренностей прозвучал в сенате США 20 марта 1952 года, когда американцы нагло заявили, что подписание мирного договора с Японией вовсе не означает признания за Советским Союзом прав на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 года.
Своими словами сенаторы США отказали Советскому Союзу в праве на переход под юрисдикцию СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Скандальное решение Сената США объяснялось достаточно просто: Курильские острова были нужны самим Штатам для разворачивания на их территории собственных военных баз.
Несложно догадаться, против кого они были бы направлены в условиях начала холодной войны. Примечательно, что в день подписания мирного договора между США и Японией одновременно был заключен «договор безопасности».
Подписание данного документа давало США полный военно-политический контроль над Японией, а также право размещать на ее территории наземные, воздушные и морские силы американских вооруженных сил.
За и против
Итак, совершенно логично, что Советский Союз возражал против подписания мирного договора 1951 года в редакции США, не по своей воле оставаясь в состоянии войны с Японией. При этом, как и предполагали американцы, размытые формулировки договора, подписанного в Сан-Франциско относительно отказа японцев от части своих территорий, породили множество толкований.
Непреодолимые противоречия и жесткая позиция И. В. Сталина на протяжении нескольких лет не позволяли СССР и Японии вернуться к переговорам о заключении собственного мирного договора.
Как и предполагали советские дипломаты, японцы, отказавшись подписывать договор в Сан-Франциско, вскоре заявили свои претензии на два острова Южных Курил. Японское правительство поставило себе целью вернуть Хабомаи и Шикотан. В Японии резко усилилась антисоветская пропаганда.
Одновременно с этим на территории страны вовсю разворачивались американские военные силы. В результате настроения в японском обществе оказались сильно поляризованы.
Да, многие были против восстановления дипломатических отношений с СССР и Китаем, но нашлось в Японии и немало политиков, считающих, что нормализация отношений между странами жизненно необходима, и в итоге таких оказалось большинство.
Почему? А потому что власти Японии все яснее отдавали себе отчет в том, что без подписания мирного договора с СССР их страна надолго останется марионеткой в руках США и не сможет полноценно участвовать в международных отношениях, в частности вступить в ООН.
Заманчивое предложение
Процесс сближения Советского Союза и Японии начался в 1952 году с обмена официальными торговыми миссиями. Вскоре было налажено взаимодействие между 60 промышленными и торговыми копаниями Японии и СССР.
Наконец министр иностранных дел Вячеслав Молотов и премьер-министр Японии выразили готовность обсудить условия подписания взаимовыгодного мирного договора. Переговоры проходили в Лондоне.
При этом американцы, незримо участвующие в обсуждении мирного договора между СССР и Японией, пытались оказать беспрецедентное давление на японскую делегацию, делая все возможное, чтобы переговоры были сорваны. Об этом прекрасно знали в СССР.
Отчетливо понимая, что без существенной уступки со стороны Советского Союза японцы никогда не пойдут наперекор американцам, по личному распоряжению Н. С. Хрущева для прорыва в переговорном процессе советскому послу было поручено сделать японцам конфиденциальное предложение, от которого они не смогут отказаться.
В результате советский посол на приватных переговорах устно пообещал японской стороне передать Стране восходящего солнца острова Хабомаи и Шикотан — но лишь в случае подписания мирного договора.
Жадность — плохой союзник
Предложение Москвы не только сильно удивило, но и несказанно обрадовало японское правительство, даже не мечтавшее о такой неслыханной щедрости со стороны Н. С. Хрущева.
Тем не менее долгожданного прорыва в переговорном процессе так и не произошло. Американцы отчетливо понимали, что, как только СССР и Япония сблизятся, их военному присутствию и политическому давлению на японское правительство быстро придет конец. Вставал вопрос и контроля над проливами, стратегически важными для американского флота…
Неизвестно, что сыграло большую роль — давление США или жадность японских политиков, но японцы неожиданно выдвинули в адрес Москвы новые требования. Мало им показалось двух островов! Видя податливость Москвы, они потребовали взамен подписания мирного договора полного возвращения всех Курил, а также Южного Сахалина!
Подобной наглости советское правительство стерпеть не могло, и переговорный процесс был резко прекращен. Мирный договор между нашими странами не подписан до сих пор.
Дмитрий Лавочкин