06 августа 2023/ 12:02

#Кошки

«Изобрел кошачий стиль»: кто поднял имидж хвостатых в глазах англичан

Наталья Бирюкова   06 августа 2023/ 12:02

Были времена, когда пушистых мурлык воспринимали как угрозу.

Луис Уильям Уэйн

Луис Уильям Уэйн

Кошек любят все или почти все, но так было далеко не всегда. Даже когда времена темного Средневековья остались позади, к кошкам еще долго относились как к мелким вредителям, а не желанным питомцам.

Сложно представить, что имидж кошачьих в Европе и США во многом поднял один человек — британский художник Луис Уильям Уэйн. Рисуя тысячи гениальных кошек, он пытался заглушить собственное несчастье.

Луис и его пять сестер

«Он преобразил кота. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

Так говорил о художнике Герберт Уэллс, но не только знаменитый фантаст был в числе его поклонников. Некоторые искусствоведы прямо называют Уэйна крупнейшим графиком викторианской сказочной живописи.

Проиллюстрированные им книги, журналы, открытки продаются в том или ином виде до сих пор, его стиль вдохновил целую армию продолжателей. А ведь когда-то Уэйн всерьез задумывался над тем, чтобы зарабатывать, рисуя только собак…

Бывает так, что жизнь идет наперекосяк с самого начала — и именно это случилось с Луисом Уэйном. Он появился на свет в Лондоне в 1860 году в семье бедного торговца тканями, первый из шести детей, причем все остальные оказались девочками.

Сам Луис родился с расщеплением нёба, заячьей губой, и врач посоветовал родителям не посылать мальчика в школу до 10 лет. Но даже когда занятия наконец начались, они не слишком интересовали Луиса. Он часто прогуливал школу, шатаясь по Лондону, любуясь пейзажами и играя с уличными животными.

Подростком он поступил в Школу искусств Западного Лондона, где сначала с удовольствием учился рисовать, а затем даже недолго преподавал. Семья вздохнула с облегчением — сын наконец нашел свое признание, но в 1880 году случилась беда. Отец Уэйна умер, оставив мать и пять сестер на попечение 20-летнего сына.

Желтый бант вместо ошейника: названа зарплата котов-госслужащих в Великобритании

Счастье на пол глотка

Школу искусств пришлось оставить, но природа наградила Луиса Уэйна ярчайшим талантом, который в дальнейшем он развивал уже самостоятельно. Он трудился над оформлением ряда журналов, включая знаменитые на тот момент Illustrated Sporting and Dramatic News («Иллюстрированные спортивные и драматичные новости») и Illustrated London News («Иллюстрированные новости Лондона») — первую в мире иллюстрированную еженедельную газету.

Работы Уэйна в основном состояли из рисунков сельской местности, домов и домашнего скота, но за три года он наловчился прекрасно изображать огромное количество разных животных.

В один момент он подумывал переключиться лишь на создание портретов собак — на них тогда была большая мода, и хозяева платили хорошие деньги. Но мода быстро прошла, и Уэйн остался газетным иллюстратором.

За время, пока Луис Уэйн жил в доме с матерью и сестрами, он сблизился с Эмили Ричардсон, которая работала у них горничной. Ему было 23 гожа, Эмили — 33, и в Лондоне конца XIX века такой союз считался абсолютно неприличным. Но Луису и Эмили было все равно — они поженились и переехали в Хампстед, очень зеленый район на самом севере Лондона.

Только вот счастье длилось совсем недолго, не хватит даже на маленький глоточек. Вскоре у Эмили обнаружили рак груди, она оказалась прикована к постели и скончалась через три года после свадьбы. Единственным ее утешением, кроме заботы мужа, был кот по имени Питер, когда-то спасенный парой котенком из-под проливного дождя.

Питер играл с Эмили, а Луис делал его зарисовки — сотни и сотни, чтобы развлечь себя и жену. Эмили уговорила мужа довести картины до завершения и отнести в редакцию, и со временем он согласился. Так, после смерти любимой жены, в жизни Луиса Уэйна начался его «кошачий период», в котором он и творил до конца дней.

Луис Уильям Уэйн

Изобретая кота

В 1886 году Уэйну поступил крупнейший заказ от Illustrated London News на работу под названием «Котячье Рождество». Это был огромный рисунок, растянутый на 11 страниц журнала, изображающий 150 кошек, занятых всякими праздничными активностями.

Котики рассылали приглашения, держали в лапках украшения и сидели за праздничным столом. Иллюстрация пользовалась огромным успехом, рождественский номер раскупали как горячие пирожки. Многие кошки на рисунке были очень похожи на Питера.

Сначала умерла Эмили, затем кот Питер, затем в психиатрической лечебнице скончалась одна из сестер Уэйна, Мария. Он же продолжал рисовать кошек, словно зачарованный, одержимый, — иногда до десятка работ в день.

Изначально кошки на картинах Уэйна ходили на четырех лапах и не носили одежды, но со временем они все больше и больше напоминали людей. Они пили чай, рыбачили, курили, играли в карты и смотрели оперу. Они наслаждались жизнью и неизменно радовали всех, кто на них смотрел, — возможно, кроме самого Уэйна.

За следующие 30 лет его работы украсили более 100 детских книг, тысячи страниц журналов и газет, бессчетное число открыток. Он рисовал и рисовал, отвлекаясь только на то, чтобы приютить у себя нового котика, а затем снова садился за работу.

Его иллюстрации, кроме шуток, всерьез изменили отношение сначала лондонцев, затем и англичан в целом ко всему кошачьему племени. При этом сам Уэйн состоял в ряде организаций по защите животных, а также какое-то время значился президентом Национального клуба кошек.

Герберт Уэллс был прав: Луис Уильям Уэйн действительно в каком-то смысле «изобрел» кота. Если бы это еще как-то помогло ему самому…

Картина Луиса Уэйна

Бедность и безумие

Страсть, работоспособность и невероятный талант Уэйна «компенсировались» его абсолютным неумением зарабатывать деньги. У него были неплохие периоды, но они быстро кончались, а вместе сними иссякали финансы, уходившие на мать и сестер.

Но размер семьи — полбеды, основная беда состояла в другом. Уэйн даже не пытался защитить свои работы авторским правом, и те постоянно переиздавали без его ведома и согласия. Уэйн постоянно влезал по наивности в спорные бизнес-схемы и в итоге терял огромные суммы.

В 1907 году он был вынужден уехать в Нью-Йорк, спасаясь от кредиторов, и там зарабатывал рисованием комиксов. Накопив наконец денег, чтобы рассчитаться с долгами, Уэйн в последний момент вложил их в очередную тупиковую схему и вернулся домой ни с чем.

С каждым годом он становился все мрачнее, замыкался в себе, раздражался на каждую мелочь. Его преследовали галлюцинации, неконтролируемые вспышки гнева, приступы чудовищной паранойи. Великого кошачьего художника настигла шизофрения, которую когда-то диагностировали у его младшей сестры.

В 1924 году Луиса Уэйна поместили в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу, недорогое заведение со скверной репутацией. Но ему повезло — последний раз в жизни, которой он уже не управлял.

Его поклонники, в том числе Герберт Уэллс, Дэн Райдер и даже премьер-министр Великобритании, организовали благотворительный фонд и перевели его в более достойное заведение. Сначала в Бетлемскую королевскую больницу, а затем, в 1930 году, в больницу Нэпсбери на севере Лондона, где были свой сад и кошачий питомник.

Болезнь Уэйна прогрессировала, но он успокоился, к нему вернулся его мягкий добрый нрав. Он прожил последние 10 лет, занимаясь своим любимым делом, лучшим делом в мире — рисовал кошек.

Сергей Евтушенко

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: commons.wikimedia.org