«Испуганная фамилия»: почему Пуговкину пришлось брать псевдоним
Актерский талант у будущей звезды проявился еще в детстве.
Михаил Пуговкин
Я попросил не отрезать мне ногу, чтобы играть на сцене…
Актерский талант проявился еще в детстве. Но к своей мечте – стать актером – Пуговкин пришел не сразу. Сначала поработал слесарем, а потом началась война…
– Артистом будешь, Минька! – пророчила Пугонькину вся деревня Рамешки Костромской области, в которой тот родился и вырос.
Минька – так звала его вся деревня – все делал с шутками и прибаутками. А без его лихой цыганочки и частушек не обходилась ни одна свадьба. Еще юноша был режиссером местного театра и даже поставил спектакль под названием «Чудо на болоте». Парень, естественно, грезил о большой сцене в столице.
– В Москву мы приехали в 1936 году. Мама тяжело заболела, и ей потребовалась операция, – вспоминал актер.
Надо было работать. Как и его братья, Миша, прибавив себе несколько годков, устроился на тормозной завод имени Кагановича учеником слесаря.
Актеры-фронтовики: как Михаил Пуговкин чуть без ноги не остался
«Разве в артисты берут с таким лицом?»
– А после работы я, весь чумазый, бегал в клуб имени Каляева в драмкружок, – вспоминал Михаил Иванович. – Очень мне это нравилось. Помню, как заболел исполнитель роли в пьесе Островского «Свои люди – сочтемся», и мне поручили срочно его заменить. Так за одну ночь я выучил всю пьесу! А мне ведь едва исполнилось 16 лет!
А потом Михаила позвали на работу в Московский драмтеатр. Правда, артистом вспомогательного состава. Но это был большой успех для провинциала!
– И зарплату мне предложили в пять раз меньше, чем я получал на заводе. Но мама сказала: «Иди, раз душа просит. Правда, разве в артисты берут с таким лицом?»
И как же Наталья Михайловна была рада, когда сын стал делать первые успехи! Но через год началась война. Михаил вслед за отцом и братьями ушел на фронт. Попал в стрелковый полк служить разведчиком. На Смоленщине он прошел без единой царапины через кромешный ад, а в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена. Михаила готовили к ампутации. Но он умолял хирурга: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!»
– Еле уговорил не ампутировать ногу, – вспоминал Михаил Иванович, – после чего пришлось долго лечиться. А потом я поступил в Школу-студию МХАТ…
Правда, пришлось сменить фамилию. Ему сказали, что нельзя идти в актеры с такой «испуганной». И тогда Михаил стал Пуговкиным.