Главная няня России: кем была Арина Родионовна
Няня Пушкина — Арина Родионовна, без преувеличения, является самой известной няней на всем постсоветском пространстве.
Пушкинисты по сей день спорят о том, какое именно влияние оказала она на творчество поэта, а сам образ няни стал неотъемлемой частью русской культуры. В 2023 году исполнилось 265 лет со дня рождения Арины Родионовны.
От Апраксиных к Пушкиным
Арина Родионовна появилась на свет 21 апреля 1758 года, по одним данным, в деревне Лампово, по другим — в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Ее родители, мать Лукерья Кириллова и отец Родион Яковлев, были крепостными крестьянами подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. Ему же принадлежали и все их семеро детей, включая Арину. Но в 1759 году хозяин у семьи сменился: Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича, купил у Апраксина Суйду и прилегающие деревни с людьми.
В 1781 году 23-летняя Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева, и ей разрешили переехать к супругу — в село Кобрино Софийского уезда, расположенное недалеко от Гатчины. Именно в Кобрино и началась ее карьера няни: крепостная Осипа Абрамовича Ганнибала, она стала присматривать за его дочерью, Надеждой Осиповной. А спустя 11 лет, в 1792 году, Арину Родионовну «одолжила» бабка Пушкина — Мария Алексеевна Ганнибал — для своего племянника Алексея, сына брата Михаила. И осталась так довольна ее службой, что подарила женщине избу в Кобрино.
Между тем и Надежда Осиповна, благополучно вышедшая замуж за Сергея Львовича Пушкина, не забыла свою воспитательницу. И когда у нее родилась дочь Ольга, она забрала 39-летнюю Арину Родионовну к себе — в качестве кормилицы к новорожденной.
Ведь немолодая уже по тем временам няня как раз произвела на свет свое- го последнего ребенка, сына Стефана. Помимо него, у нее были две дочери — Мария и Надежда и сын Егор. С мужем ей повезло не слишком, тот много пил и умер в 1801 году, оставив Арину Родионовну вдовой в 43 года.
Любимица семьи
В 1799 году у Надежды Осиповны Пушкиной родился сын Александр. К нему приставили целых двух крепостных женщин, одну из которых звали Ульяна Яковлева. Однако никаких теплых чувств она у него не вызвала, и он пренебрежительно звал ее «нянькой». Воспитательница сестры нравилась ему гораздо больше, а поскольку в детстве Александр был с Ольгой неразлучен, то Арина Родионовна сделалась няней и для него. Позже к их компании присоединился и Левушка — младший ребенок Надежды Осиповны.
Словом, Арина Родионовна вынянчила все новое поколение семьи Пушкиных. За что хозяева ее очень ценили. Об этом говорит следующий факт.
В 1807 году семейство Пушкиных-Ганнибалов продало земли в Петербургской губернии вместе с крестьянами и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии. Однако Арину Родионовну «исключили из продажного списка» как «прикрепленную» к хозяевам, а не к земле. И она осталась у Пушкиных — к огромной радости Ольги, Александра и маленького Льва, которые были очень к ней привязаны. С матерью у детей таких теплых отношений не сложилось: разве что Левушка пользовался благосклонностью родительницы. А вот няня любила их всех — преданно и совершенно бескорыстно.
В 1811 году, когда Александр поступил в Царскосельский лицей, его бабушка — Мария Алексеевна — предлагала Арине Родионовне вольную, но та отказалась: она уже сжилась с этой семьей и иначе как рядом с Пушкиными себя и не мыслила. Да и Пушкины, высоко ее ценя, держали няню на особом положении.
О времена, о нравы
Во второй половине XX века пушкинисты принялись наделять Арину Родионовну фамилией Матвеева или Яковлева. Но это «нововведение» было ничем не обосновано. Во всех документах — ревизских сказках (переписях населения), исповедных росписях, метрических церковных книгах — она называлась по отцу Родионовой. Никто из современников поэта ни Яковлевой, ни Матвеевой ее не кликал: крепостные люди практически поголовно не имели фамилий, а Арина Родионовна была собственностью семейства Пушкиных, вещью. Правда, был ею и Никита Тимофеевич Козлов, но ему посчастливилось жить под собственной фамилией. И только. Он как был крепостным, так им и оставался. И относились к нему соответственно. Судите сами.
Дядька Никита Козлов тетешкал маленького Сашку. А когда барчук окончил лицей, поступил к нему в постоянное услужение. Однажды этому «дядьке-воспитателю» жандармы предложили 500 рублей за бумаги его хозяина. Сумма для крепостного фантастическая. А он с презрением отказался. Среди дворни Пушкиных Никита вообще выделялся разительно. Он прекрасно понимал поэтическую гениальность своего барина. Неслучайно же Л. Н. Павлищев (племянник Пушкина и автор воспоминаний о нем) называл его доморощенным стихотворцем.
И вот эту преданную, неординарную личность Пушкин упомянул в «Путешествии в Арзрум», назвав его «мой человек» — и только: «Человек мой явился в лагерь через три дня после меня». Даже фамилии Никиты не назвал! Потому что «вещь». Таковы были нравы той поры.
И потому тем более потрясающим выглядит тот факт, что свою собственную «вещь» — крепостную крестьянку Арину Родионову — Александр Сергеевич называл «наперсницей волшебной старины», «другом вымыслов, игривых и печальных» и посвящал ей пронзительные стихи. Никто более из тех, кто ходил за маленьким Сашей, не удостоился такой чести: Пушкин практически не упоминал их в своих записях.
Ангел и мамушка
Арину Родионовну же поэт помнил и чтил всегда, хотя были периоды в его жизни, когда он с ней вовсе не виделся. Например, покуда Пушкин учился в Царскосельском лицее, его общение с няней надолго прервалось. Судьба свела их снова в 1824–1826 годах, когда безотказная няня Арина фактически разделила ссылку Александра Сергеевича в Михайловском. Она его звала ангелом, а он ее — мамушкой. Именно в ту пору великий поэт особенно сблизился с няней, слушая ее сказки, записывая с ее слов народные песни. Александр Сергеевич признавался, что Арина стала «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина» и няни Дубровского. Кроме того, она является прототипом мамки Ксении из «Бориса Годунова», княгининой мамки из «Русалки», некоторых женских образов из романа «Арап Петра Великого». Достоверно известно и то, что Арина Родионовна переписывалась с Пушкиным. В архиве поэта сохранилось несколько писем няни, написанных под чью-то диктовку.
Последний раз Пушкин видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года. Ей оставалось жить всего 11 месяцев, но тогда об этом, разумеется, никто не знал. Более того, питомцы Арины Родионовны по-прежнему на нее рассчитывали.
В 1828 году Ольга Пушкина тайно вышла замуж — вопреки воле родителей. Скрепя сердце они все-таки приняли этот брак, но разрешили дочери взять лишь нескольких крепостных. В числе прочих Ольга Сергеевна выбрала и свою бывшую кормилицу Арину Родионовну, надеясь, что та ей вскоре понадобится. Но увы: тяготы переезда в Санкт-Петербург сказались на здоровье пожилой женщины.
Арина Родионовна скончалась 70 лет от роду после недолгой болезни 12 августа 1828 года в доме Ольги Пушкиной (в замужестве Павлищевой) и была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Но где теперь ее могила, неизвестно: со временем она затерялась. Ведь в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что надо позаботиться о сохранении могилы «Ирины Родионовой — служащей женщины дома чиновника 5-го класса Пушкина». Лишь в 1977 году при входе на Смоленское кладбище была установлена памятная доска в честь самой знаменитой няни Российской империи.
Михаил Захарчук