Евгений Леонов: «За «моргалы выколю» ругали: «Стыдно, Леонов!» Обижало до слез!»
«Джентльмены удачи»: ради своего Доцента он добровольно отправился в тюрьму.
Комедию про вора Доцента и заведующего детсадиком Трошкина по сей день мы знаем наизусть: до последнего кадрика и фразы. За полвека они не стерлись из памяти, не канули в прошлое. Хотя уже и страны, и жизни той давно нет. Магия!
Но в 1971‑м она творилась «из такого сора», что вряд ли кто мог подумать: «Тут снимают кино-легенду!» Идея похохотать над тюремной романтикой озарила режиссера Георгия Данелию. Он придумал сюжет: зэки крадут картину из музея и с этого начинаются их злоключения. Не прошло. Цензорам не хватило морали о том, что воровать нехорошо!
И тогда Данелия придумал историю о Доценте-Трошкине. Он сразу знал, кто будет их играть. Роль писалась под Евгения Леонова – его любимчика, актера-талисмана, которого Данелия снимал в каждой своей картине.
Но придумав «Джентльменов», режиссер отказался встать у руля съемок – отдал фильм другу-сокурснику Александру Серому:
Помочь Сашке хотел. Ему же после тюрьмы снимать не давали…
Серый попал на нары за драку. Соперник пристал к его девушке, и Александр избил его так, что несчастный стал инвалидом. Драчуну дали восемь лет, отсидел пять. Вышел, но остался не у дел. Кому нужен зэк? Оказалось, Данелии.
Комедию они снимали вдвоем: Александр – как режиссер, Георгий – как худрук. Тюремный опыт Серого стал неоценимым. Именно он учил Леонова блатному жаргону:
«Пасть порву, моргалы выколю!»
Кстати, «нехороший человек» в фильме изначально был «падлой». Но тут вмешался Данелия: «Перебор!» И «падлу» заменили на «редиску».
Зубря этот «язык», интеллигентнейший Леонов переживал: ну не получается у него перевоплотиться в бандита. Порядочный, добрый Трошкин – да! Его роль! А жестокий Доцент… И тогда актер добровольно отправился в… московскую тюрьму Бутырку.
С разрешения начальства он провел там несколько дней. Подсматривал за зэками: как говорят, едят… В итоге у зрителя мурашки по спине от страха бегали, когда в фильме его свирепый Доцент хрипел: «Засекли нас! Чувствую их!» Гений! Но эта гениальность сыграла с Леоновым злую шутку.
«Вы советский актер! Как можете на экране кричать «Моргалы выколю»? Какой пример вы подаете? Стыдно, Леонов!», – вот такие письма получал Евгений Павлович после премьеры «Джентльменов».
Да и критики его не пощадили – мол, он кончился, как артист, раз уже «пропагандирует блатную терминологию, которая может быть поддержана молодежью».
Огорчило, обидело прямо до слез! – признавался потом Леонов.
Те моралисты клевали его не от большого ума. Они так и не поняли: кино совсем о другом! Помните, как Трошкин под маской Доцента пытался достучаться до «своих» подельников?
Ну что вы за люди такие? Как вам не стыдно? Вам по 40 лет, большая половина жизни уже прожита! Что у вас позади, что в настоящем, что впереди? Мрак, грязь, страх. И ничего человеческого. Опомнитесь!
Вот это главное! А не «моргалы». И те несправедливые обвинения для Леонова стали роковыми. В конце концов его сердце не вынесло груза незаслуженных обид. И мы, зрители, навек потеряли актера-легенду…