Это грозное слово «НАТО»: как возникла организация и зачем СССР хотел туда вступить
После Второй мировой войны, одолев нацистов, бывшие союзники принялись делить мир.
Лидеры США и Великобритании не могли смириться с усилением советского влияния на всех материках, а особенно в Восточной Европе. Страх перед красной Москвой заставил их объединиться в военно-политический блок, направленный против СССР.
Ставка Трумэна
В начале 1949 года США еще были монополистами по части атомного оружия. Президент Гарри Трумэн, агрессивно настроенный против коммунизма, заявлял, что не собирается отказываться от «бремени постоянной ответственности за руководство миром», которое легло на Америку. Некоторые американские политики в то время открыто призывали к войне с СССР, да еще и с применением ядерного оружия.
Экономической основой будущего военного союза стал так называемый план Маршалла. Американцы помогли обнищавшим странам Западной Европы выбраться из кризиса, дали им кредиты, снабдили необходимыми товарами, а взамен взяли на себя политическое руководство этими державами.
Это касалось и Западной Германии, и Франции, и Голландии, и Италии… Получила помощь и Великобритания. Впрочем, премьер-министр Уинстон Черчилль еще пытался играть самостоятельную роль в мировой политике и был не менее яростным, чем Трумэн, идеологом наступления на советские позиции.
Борьба за мир
Чем мог ответить СССР? Советизацией стран Восточной Европы, где начала действовать строгая сталинская партийная дисциплина. Большим козырем Москвы стало усиление коммунистических позиций в Китае, Вьетнаме, Корее. Коммунисты во многом возглавили антиколониальное движение в Африке. К тому же Москва, объединившись с некоторыми светилами западной интеллигенции, начала борьбу против «поджигателей войны». В этом деле союзниками СССР стали и Чарли Чаплин, и Фредерик Жолио-Кюри…
Союз двенадцати
Вашингтон к тому времени уже вел переговоры сразу с двумя десятками стран о создании военного блока западноевропейских стран во главе с США. Сначала инициативу в этом деле пытался перехватить Черчилль, собиравшийся «натравить» ФРГ на союзников Москвы. Но Британия после войны оказалась слишком слабой, чтобы лидировать на международной арене. А американцам многое удалось.
4 апреля 1949 года 12 государств подписали договор о создании военно-политического блока — НАТО. В Североатлантический альянс вошли две североамериканские страны — США, Канада и десять европейских — Исландия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Отныне армии этих стран подчинялись единому — натовскому — командованию. Фактически — подчинялись США.
Основная цель
Главный пункт договора гласил: все страны НАТО обязаны вместе защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Значились там и красивые слова о необходимости «укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе». Но основной целью НАТО было полное подчинение потенциально сильной Западной Германии и политическая изоляция СССР и его союзников. Американские политики не скрывали, что блок нужен им только для получения баз, с которых самолеты США смогут «нанести удар по Москве и по всем другим городам России». И теперь они были в их распоряжении.
Москва в окружении
Разумеется, не все у них получалось. Ирландия, Швеция, Швейцария и Австрия отказались от участия в военном альянсе. С Грецией, Турцией и ФРГ продолжались переговоры, не всегда гладкие. Из тех, кто вступил в НАТО, самыми строптивыми оказались французы. Париж не мог не учитывать силу французской коммунистической партии и вел более осторожную политику, чем другие страны НАТО.
Летом того же года СССР успешно испытал ядерное оружие. Большинству американских политиков стало ясно, что атомная война в этих условиях приведет только к уничтожению всего человечества. Значит, требовалось окружить советский блок военными базами.
Термоядерная гонка
Казалось бы, Москва должна была задрожать от страха. Но Сталин проявил свое знаменитое хладнокровие. Советский Союз не торопился с созданием военного блока. Сталин считал, что это лишняя конструкция, и с каждым из союзников вел особую игру. Заодно усиленно развивал атомный проект. Уже к началу 1953 года СССР обладал самой мощной в мире бомбой — термоядерной, или, как говорили в нашей стране, водородной. Ее можно было доставить в любую точку планеты на бомбардировщике или с помощью ракеты.
Разрушительная сила этой «слойки» (так, на кондитерский манер, называли ее советские ученые) в разы превосходила американские бомбы… Словом, по атомному арсеналу Союз уступал американцам, но по мощи становился лидером. На Земле установилось хрупкое равновесие.
Горячая холодная война
Холодная война в то время была не такой уж и холодной. Шли кровопролитные сражения в Корее, где натовцы всеми силами пытались пресечь расширение «коммунистического мира». Ожесточилось противостояние разведок в разделенном на зоны оккупации Берлине.
В 1952 году в НАТО вошла Турция, чуть позже — ФРГ. Советскому Союзу пришлось держать в ГДР колоссальную военную группировку, чтобы в случае войны за несколько дней продвинуть танковые армии до Ла-Манша…
В конце марта 1954 года СССР неожиданно подал заявку на вступление… в НАТО. Это была сенсация, которую официально озвучил министр иностранных дел Вячеслав Молотов — человек, которого на Западе боялись, почти как товарища Сталина. Москва понимала, что НАТО не примет этого предложения — и тем самым продемонстрирует свои агрессивные намерения. Репутация НАТО в глазах западной интеллигенции и бывших колоний, таких как Индия, после этого дипломатического фортеля сильно упала. Этот раунд в глазах общественного мнения СССР выиграл.
Разложение блока
Когда весь мир убедился в яростном антисоветизме НАТО, Советский Союз создал свой военный союз — организацию стран Варшавского договора. Дисциплины там было даже больше, чем у американцев, потому что, кроме военного порядка, там царствовал не менее строгий — партийный.
А потом Никита Хрущев предложил отказаться от противостояния блоков и распустить НАТО одновременно с Варшавским договором. Москва снова демонстрировала миролюбие. Вашингтон опять только пожимал плечами. А западная интеллигенция все лучше относилась к Советскому Союзу.
В итоге американцам не удалось отгородить «коммунистов» от своих союзников железным занавесом. Начались активные дипломатические контакты Москвы с Францией и Италией. А в брежневские времена и с ФРГ. Мы стали торговать, встречаться на спортивных соревнованиях и кинофестивалях. Да и контакты с Америкой становились все дружелюбнее. И все-таки НАТО оставалось «бастионом против коммунизма». А Советский Союз в начале 1970-х с трудом, но добился паритета с НАТО по основным видам вооружений.
Кредо Горбачева
Михаил Горбачев в конце 1980-х решил побороть НАТО новым способом: задушить в объятиях и поцелуях. Его носил на руках весь мир. Он фактически распустил Варшавский договор, и устно западные дипломаты уверяли советского лидера, что НАТО никогда не будет расширяться на Восток, подползая к границам СССР. Но все случилось с точностью до наоборот. Ни Горбачеву, ни Ельцину не удалось подписать договор, в котором бы ограничивалось расширение НАТО. И, как только Советский Союз распался, блок стал расширяться.
У Ельцина это вызывало ярость, но ярость бессильную. Он пытался спасти лицо, организовав структуру сотрудничества российской армии с НАТО. Но все понимали, что это лишь малозначительная декорация. Россия оказалась в окружении. Трудно было поверить в искренние намерения новых союзников, когда базы НАТО обустраивались на территории бывших военных частей и аэродромов Варшавского договора.
Сегодня блок НАТО разросся неимоверно. В такой ситуации неизбежны внутренние противоречия. Но более мощного военного союза история не знала и не знает. Если он и рухнет, то только под собственной тяжестью…
Евгений Тростин