#Журнал «Архивы XX века» #журналы ИМ Медиа #История
Думал зажить богачом: как нацисты «кинули» своего самого успешного агента Цицерона
Продававший Третьему рейх тайны британского посла лакей остался с носом.
Франц фон Папен
Об операции «Цицирон» стало известно с легкой руки Роберта Кемпнера, помощника главного адвоката США на Международном военном трибунале. В начале 1960-х годов он устроил очную ставку бывшему немецкому резиденту Людвигу Мойзишу и его агенту по кличке Цицерон — Эльясу Базне.
Мойзиш подтвердил, что Эльяс — тот самый человек, который работал на него в Анкаре, однако встреча двух бывших шпионов проходила крайне холодно. И было отчего…
30 апреля 1944 года Базна уволился из английского посольства. В общей сложности он получил от Мойзиша более 300 тысяч фунтов стерлингов и рассчитывал наконец-то зажить богачом.
Однако его мечтам не суждено было сбыться: все банкноты, кроме первых 40 000 фунтов, оказались фальшивыми — из числа тех поддельных ассигнаций, что немцы печатали в рамках операции «Бернхард» с целью подрыва британской экономики.
Очная ставка: благодаря кому операция Третьего рейха «Цицерон» впервые получила огласку
После окончания войны бывший немецкий агент решил заняться отельным бизнесом. Однако к тому времени Банк Англии уже получил информацию об особенностях поддельных банкнот. Проверка столь крупной суммы, которую попытался использовать Базна, подтвердила источник ее происхождения.
Некоторое время ему пришлось провести в тюрьме, в том числе и за использование фальшивок. В результате он разорился и долгое время выплачивал долги, образовавшиеся после оплаты счетов поддельными купюрами.
Несколько раз Базна пытался добиться у правительства ФРГ оплаты его шпионских услуг настоящими деньгами, хотя бы и немецкими марками. Но безрезультатно.
В 1950-х годах Базна жил в квартире в европейском районе Аксарай Стамбула со своей семьей. Он давал уроки пения и работал продавцом подержанных автомобилей. В 1960-м перебрался в Германию, работал в Мюнхене ночным сторожем и умер там от болезни почек в 1970 году.
А вот хитрый лис Франц фон Папен, посол, через которого Мойзиш передавал Шеленбергу сведения от Цицерона, сравнительно благополучно пережил последствия войны.
В 1946 году он предстал перед Нюрнбергским трибуналом, но был оправдан. Правда, спустя год комиссия по денацификации приговорила его к восьми годам трудовых лагерей, но в январе 1949-го приговор был смягчен до фактически отбытого срока.
В 1950-е годы фон Папен пытался вновь заняться политикой, но безуспешно. Он умер в мае 1969-го в Бадене.
Алексей Кулегин,
кандидат исторических наук