#журнал Оракул #журналы ИМ Медиа #История
«Божественные кристаллы»: кто спас Михаила Булгакова от зависимости
Писатель мог бы не пережить безвременья Гражданской войны.
Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков
В 1913 году студент медицинского факультета Киевского университета Михаил Булгаков обвенчался со своей юношеской любовью Татьяной Лаппой. Татьяна, или Тася, как ее ласково называли в семье, — единственная венчаная жена писателя — прожила в браке с Булгаковым 11 самых сложных лет и сыграла в его жизни огромную роль.
Ничуть не меньшую, чем «Маргарита» — третья жена Михаила Афанасьевича Елена Шиловская. Если бы не Тася, Булгаков, возможно, и не пережил бы безвременья Гражданской войны.
Летом 1914 года началась Первая мировая. Она застала молодоженов в Саратове, у Тасиных родителей. В первые же дни войны Булгаков помогал организовывать в городе госпиталь для раненых и некоторое время проработал там врачом. Татьяна устроилась в ту же больницу сестрой милосердия, ухаживала за бойцами, ассистировала мужу на операциях.
Булгаков просился добровольцем на фронт, но ему было отказано по состоянию здоровья. В итоге он вернулся в Киев, чтобы продолжить учебу, а параллельно с занятиями работал в Киевском военном госпитале, затем был командирован в прифронтовые районы: работал сначала в Каменец-Подольске, потом в Черновцах.
«Белая гвардия»: с кого Булгаков писал героев своего романа
В 1917 году Михаил Булгаков защитил диплом и получил распределение в маленькую больницу в одном из самых глухих уголков Смоленской губернии.
Политическая обстановка в стране, работа в тяжелых условиях, неуверенность совсем еще неопытного врача в своих навыках и связанная с ней огромная психологическая нагрузка — все это привело к тому, что у будущего писателя развилась тяжелая наркотическая зависимость*.
Однажды он позволил себе инъекцию морфия*, чтобы справиться с плохим самочувствием, а вскоре уже не мог обходиться без этих «божественных кристаллов». В отчаянии, мучимый галлюцинациями, по совету жены, которая постоянно находилась рядом, он поехал лечиться в психиатрическую клинику в Москву.
Здесь Булгакова застала Октябрьская революция:
«Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир. И пусть скроет его от меня. Он не нужен мне, как и я никому не нужен в мире. Стрельбу и переворот я пережил еще в лечебнице».
Морфий* помогал бежать от реальности. Булгаков понимал, что надежды на спасение мало, его начали посещать мысли о самоубийстве.
Лечение в Москве не дало результатов, и, если бы не Тася, вряд ли ему удалось бы выкарабкаться. Татьяна постепенно снижала впрыскиваемую дозу, начала разбавлять инъекции водой и, спустя несколько месяцев, полностью заменила наркотик на воду. Произошло чудо.
*Внимание! Употребление наркотиков опасно для жизни и здоровья! Информируем об этом в соответствии с законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Анастасия Дикко