Иван Бортник. С Владимиром Высоцким «зашивались» на пару, но он свою смерть перехитрить не смог
Пагубные страсти легендарной Таганки.
С его смертью закончилась и та – легендарная! – Таганка.
Таганка Любимова и Высоцкого… – так говорили почти все, кто в январе-2019 пришел поплакать у гроба Ивана Бортника.
Для миллионов телезрителей он так и остался бандитом Промокашкой из культового фильма «Место встречи изменить нельзя». А для тех, кому посчастливилось в 60-70-х хоть раз побывать в Театре на Таганке, Иван Сергеевич был прежде всего гением сцены. И лучшим другом такого же гения – Владимира Высоцкого…
А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже нужны, как в русской бане пассатижи, – эта песня Высоцкого посвящена Бортнику.
Дружили они крепко, по-мужски. И так же крепко, по-мужски, пили. Режиссер Таганки Юрий Любимов не раз орал на своих запойных актеров-гениев:
Не зашьете себе в задницу спираль, уволю завтра же ко всем чертям!
Просто Любимов думал, что таблетки от алкоголизма «Эспераль», с которыми пытались трезветь Бортник и Высоцкий, – это такая спиралька, которая вшивается в «то самое место» и отшибает тягу к водке.
Их нам из Франции привозила жена Володи – Марина Влади. И мы с ним «зашивались» на пару. Но потом срывались, – вспоминал много позже Иван Сергеевич.
Он рассказывал, какими страшными бывали запои у Высоцкого. И как под конец тот перешел на тяжелые наркотики.
Мне тоже предлагал. Но я побоялся. А Володе казалось, он обманул свою смерть.
Ведь писал про нее, как про «мохнатого злобного жлоба»:
«Яв глотку, в вены яд себе вгоняю
Пусть жрет, пусть сдохнет – я перехитрил!»
В итоге никого он не перехитрил…
Наркотики убили Высоцкого в 1980-м. Ему было всего 42. А 2019 году не стало и его лучшего друга Вани.
Ушел к своему Володе, – шептались коллеги на похоронах Бортника.
Да, ушел. Но только через 39 лет! Иван Сергеевич в отличие от лучшего друга смог вовремя завязать. Ведь сердце начало болеть еще в 70-х. А потом здоровья и вовсе не стало. На склоне лет он почти ослеп, мучился желудочными кровотечениями, становился жертвой инфаркта.
А в 2018-м еще и сломал шейку бедра. Пришлось делать операцию. И тут измученный организм уже не справился. Нарушился кровоток. Как итог – у актера оторвался тромб. И убил…
Но Бортник, в отличие от Высоцкого, прожил долгую жизнь! Сыграл еще много прекрасных ролей, вырастил сына, успел понянчить внуков. Да, он, как и великий друг, тоже не сумел перехитрить смерть.
Так ее вообще перехитрить нельзя! Но ведь можно отсрочить свидание с вечностью, если не убивать себя – планомерно и беспощадно. Бортнику это удалось. Он покинул наш мир достойно и в срок. Вечная память! И ему. И всем ушедшим легендам любимовской Таганки…